Найти в Дзене

Когда был разрушен древний Иерусалим - в 587 или 607 г. до н.э.? Откуда разница в датах? Часть 1

Какое это имеет значение. О чем говорят факты.

Это первая из статей, в которых обсуждаются научные вопросы, связанные с датой разрушения древнего Иерусалима. В этих статьях приводятся тщательно проверенные данные, а также основанные на Библии ответы.

Но почему нужно интересоваться точной датой, когда вавилонский царь Навуходоносор II опустошил Иерусалим? Во-первых, потому, что это событие стало поворотным пунктом в истории народа Бога. По словам одного историка, оно привело к «катастрофе, страшной катастрофе». Тогда вавилоняне разрушили храм, который был центром поклонения Всемогущему Богу более 400 лет. Псалмопевец сокрушался: «Боже! язычники... осквернили святой храм Твой, Иерусалим превратили в развалины» (Псалом 78:1, Синодальный перевод, далее СП).

Во-вторых, потому, что, зная, когда именно началась «страшная катастрофа», и понимая, как восстановление истинного поклонения в Иерусалиме связано с исполнением точного библейского пророчества, мы укрепим свое доверие к Божьему Слову.

«Семьдесят лет» — для кого?

Задолго до разрушения Иерусалима иудейский пророк Иеремия произнес слова, которые помогают определить ключевые даты библейской хронологии. Он предупредил «всех жителей Иерусалима»: «Вся земля эта будет пустынею и ужасом; и народы сии будут служить царю Вавилонскому семьдесят лет» (Иеремия 25:1, 2, 11, СП). Позднее пророк сказал: «Так говорит Господь: „Когда вы проведете в Вавилоне семьдесят лет, я обращу на вас внимание и исполню доброе слово, которое сказал о вас,— я верну вас на это место“» (Иеремия 29:10). О каких семидесяти годах идет речь? И как этот период помогает нам установить дату разрушения Иерусалима?

Во многих переводах Библии написано не «когда вы проведете в Вавилоне семьдесят лет», а «когда исполнится Вавилону семьдесят лет» (перевод архимандрита Макария). Поэтому некоторые историки утверждают, что 70-летний период относится к Вавилонской империи. Согласно светской хронологии, вавилоняне господствовали над древним Иудой и Иерусалимом 70 лет, примерно с 609 по 539 год до н. э.— год, когда был захвачен город Вавилон.

Однако из Библии видно, что 70 лет — это период строгого наказания, которым Бог покарал именно жителей Иуды и Иерусалима, состоявших с ним в соглашении и потому обязанных повиноваться ему Исход 19:3-6). Когда они не захотели оставить свои злые пути, Бог сказал: «Я призову... Навуходоносора, царя Вавилона... на эту страну и всех ее обитателей, и на все окрестные народы» (Иеремия 25:4, 5, 8, 9, Смысловой перевод). Хотя соседним народам тоже предстояло страдать под гнетом Вавилона, разрушение Иерусалима и последующее 70-летнее изгнание были, по словам Иеремии, «наказанием нечестия дщери народа моего», потому что «тяжко согрешил Иерусалим» (Плач Иеремии 1:8; 3:42; 4:6, СП).

Итак, согласно Библии, 70 лет были временем сурового наказания для Иуды, а вавилоняне были инструментом в руках Бога. Однако Бог пообещал иудеям: «Когда исполнится вам в Вавилоне семьдесят лет, тогда Я посещу вас... чтобы возвратить вас на место сие [в землю Иуды и в Иерусалим]» (Иеремия 29:10, СП).

Когда начались «семьдесят лет»?

Историк Ездра, который жил после 70-летнего периода, предсказанного Иеремией, написал под вдохновением Бога о царе Навуходоносоре: «Переселил он оставшихся от меча в Вавилон, и были они рабами его и сыновей его, до воцарения царя Персидского, доколе, во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии, земля не отпраздновала суббот своих. Во все дни запустения она субботствовала до исполнения семидесяти лет» (2 Паралипоменон [2 Летопись] 36:20, 21, СП).

Следовательно, 70 лет должны были стать периодом, в который земля Иуды и Иерусалим отпразднуют свои субботы. Это означало, что землю не будут возделывать: ни сеять семена, ни обрезать виноградные лозы (Левит 25:1-5). За свое непослушание, которое, помимо прочего, могло проявляться в несоблюдении закона о субботних годах, Божий народ должен был подвергнуться наказанию: его земля должна была оставаться невозделанной и заброшенной 70 лет (Левит 26:27, 32—35, 42, 43).

Когда земля Иуды стала заброшенной и невозделанной? Вавилонские войска во главе с Навуходоносором нападали на Иерусалим дважды, с разницей в несколько лет. Когда же начался 70-летний период? Определенно не во время первой осады Иерусалима. Почему? Хотя в то время Навуходоносор увел в Вавилон много пленников, бо́льшую часть народа он оставил жить в Иуде. Кроме того, Иерусалим не был разрушен. Годы спустя после этого переселения те, кто остались там, «бедный народ земли», продолжали возделывать землю (4 Царств [2 Царей] 24:8—17, СП). Однако затем все изменилось.

Поскольку иудеи подняли мятеж, вавилоняне вернулись в Иерусалим (2 Царей 24:20; 25:8—10). В этот раз они разрушили храм и город и увели многих его жителей в плен в Вавилон. Через два месяца «встал весь народ [оставшийся в Иуде], от малого до большого, и военачальники, и пошли в Египет, потому что боялись Халдеев» (4 Царств [2 Царей] 25:25, 26, СП). Только тогда, в месяце тишри (сентябрь—октябрь), седьмом месяце по иудейскому календарю, о земле, теперь невозделанной и заброшенной, можно было сказать, что она начала праздновать свои субботы. Через Иеремию Бог сказал иудеям, бежавшим в Египет: «Вы видели все бедствие, какое Я навел на Иерусалим и на все города Иудейские; вот, они теперь пусты, и никто не живет в них» (Иеремия 44:1, 2, СП). Очевидно, тогда начался 70-летний период. Но какой это был год? Чтобы найти ответ, нужно узнать, когда этот период закончился.

Когда закончились «семьдесят лет»?

Пророк Даниил, который жил в Вавилоне, когда воцарился «царь Персидский», вычислил время завершения 70-летнего периода. Он написал: «Я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима» (Даниил 9:1, 2, СП).

Ездра, размышляя о пророчествах Иеремии, связал окончание 70-летнего периода со временем, когда «Господь побудил Кира [персидского царя] сделать специальное объявление» (2 Паралипоменон [2 Летопись] 36:21, 22, Современный перевод). А когда были освобождены иудеи? Указ об окончании плена был издан «в первом году царствования персидского царя Кира». (Смотрите приложение «Важная историческая дата».) А осенью 537 года до н. э. иудеи вернулись в Иерусалим, чтобы восстановить истинное поклонение (Ездра 1:1—5; 2:1; 3:1—5).

Кир II
Кир II

Таким образом, согласно библейской хронологии, 70 лет были буквальным периодом времени, завершившимся в 537 году до н. э. Отсчитав назад 70 лет, мы придем к 607 году до н. э.

Но если Священное Писание ясно указывает, что Иерусалим был разрушен в 607 году до н. э., почему многие ученые считают, что это произошло в 587 году до н. э.? Они основываются на трудах классических историков и на каноне Птолемея. Заслуживают ли эти источники большего доверия, чем Библия? Эти вопросы обсуждались в статье "Насколько точны труды классических историков? Рассмотрим на примере Нововавилонских царей".

ПРИЛОЖЕНИЕ

Важная историческая дата

К 539 году до н. э., в который Кир II захватил Вавилон, можно прийти, опираясь на:

Труды древних историков и информацию из клинописных табличек. Диодор Сицилийский (ок. 80—20 до н. э.) написал, что Кир стал царем Персии в «первый год пятьдесят пятой олимпиады» (Historical Library. Book IX. 21). Это был 560 год до н. э. Греческий историк Геродот (ок. 485 — ок. 425 до н. э.) написал, что Кир ко времени своей смерти «царствовал... полных 29 лет» (Геродот. История. Книга I. 214). Следовательно, он умер в 30-й год своего правления, то есть в 530 году до н. э. Из клинописных табличек видно, что до своей смерти Кир правил Вавилоном 9 лет. Отсчитав назад от 530 года до н. э. 9 лет, мы придем к 539 году до н. э.— году, в который Кир захватил Вавилон.

Сведения из клинописных табличек. Вавилонская астрономическая глиняная табличка (BM 33066) подтверждает, что Кир умер в 530 году до н. э. Хотя в этой табличке допущены некоторые ошибки относительно положения небесных тел, в ней содержится точная информация о двух лунных затмениях, которые, как в ней сказано, произошли в седьмой год правления Камбиса II, сына и преемника Кира. Это были лунные затмения, наблюдавшиеся в Вавилоне 16 июля 523 года до н. э. и 10 января 522 года до н. э. Таким образом, начало седьмого года правления Камбиса приходится на весну 523 года до н. э. Следовательно, первым годом его правления был 529 год до н. э. Значит, последним годом правления Кира был 530 год до н. э., а в 539 году до н. э. он начал править Вавилоном.

Вавилонская астрономическая глиняная табличка (BM 33066)
Вавилонская астрономическая глиняная табличка (BM 33066)

[Сведения об источнике]

Tablet: © The Trustees of the British Museum

Какой можно сделать вывод?

Давайте подведем итог. В Библии ясно говорится, что запустение Иуды длилось 70 лет. Иудеи вернулись на родину в 537 году до н. э., тому есть убедительные доказательства, и с этим согласно большинство ученых. Сопоставление этих двух фактов приводит нас к выводу, что Иерусалим был разрушен в 607 году до н. э. Труды классических историков и канон Птолемея не подтверждают эту дату, но в отношении точности содержащейся в них информации возникают серьезные вопросы. Действительно, они не предоставляют достаточно доказательств, чтобы опровергнуть библейскую хронологию.

Все же остается несколько вопросов. Неужели нет никаких исторических доказательств основанному на Библии выводу, что Иерусалим был разрушен в 607 году до н. э.? О чем свидетельствуют датированные клинописные документы, многие из которых были написаны людьми, жившими в то время? Эти вопросы будут рассмотрены в следующей статье.