Junge Welt (Германия)
Александер Райх (Alexander Reich), Рафаэль Шмеллер (Raphaël Schmeller)
Отказ правительства Германии пойти навстречу требованию России и оплачивать импорт газа из России в рублях заставляет потеть руководителей промышленности и профсоюзов. Если Москва прекратит поставки, то «немецкая экономика на долгое время замрет и при этом в полном объеме», — заявил председатель профсоюза металлистов Йорг Хофман (Jörg Hofmann) на встрече с представителями прессы во вторник в Берлине. И судя по всему, это — не преувеличение. Энергоемкое производство основных материалов зависит от российского газа. Если кран закрутят, то работу химических, цементных, сталелитейных, алюминиевых и стекольных заводов придется остановить, а из-за этого окажется парализованной вся тесно связанная с ними экономика.
Например, продукты химической промышленности присутствуют в 95 % немецких промышленных изделий: в продуктах питания, фармацевтических товарах и в высокоскоростных поездах. Огромные предприятия, например, завод BASF в Людвигсхафене, потребляющий один процент всей немецкой энергии, без российского газа даже частично не смогут продолжить работу. А с такими предприятиями остановится «вся цепочка добавочной стоимости», — сказал Хофман во вторник.
Его коллега Михаэль Вассилиадис (Michael Vassiliadis) из профсоюзного объединения работников горнодобывающей, химической и энергетической промышленности не стал приуменьшать «максимальную зависимость» от российского газа во время встречи в Берлине. Опасность остановки производства в масштабе всей страны «совершенно реальна», — подтвердил профсоюзный деятель и обрисовал последствия. По его словам, после беспрецедентного по масштабам перевода работников на сокращенный рабочий день некоторые предприятия закроются навсегда, а с учетом этих «эффектов в сфере занятости» озабоченность дальнейшим существованием «социального государства» станет вполне обоснованной.
Представители капитала оценивают ситуацию аналогично. Ущерб от прекращения импорта газа будет «колоссальным», — заявил глава энергетического концерна Eon Леонхард Бирнбауи (Leonhard Birnbaum) в понедельник вечером в программе телеканала ARD «Темы дня» и наглядно обрисовал последствия: «В ближайшее время у автомобильного завода будет отсутствовать не чип, а рулевая тяга, потому что в сталелитейный завод не поступил газ». По словам Бирнбаума, отключение российского газа не приведет «ни к какой цели» и «навредит Германии больше, чем России».
Эти опасения подтверждает и прогноз конъюнктуры, опубликованный во вторник Институтом макроэкономики и исследования конъюнктуры (IMK) Фонда Ганса Бёклера. Согласно этому прогнозу прекращение поставок газа из России приведет в 2022 году к падению ВВП Германии на «более чем шесть процентов». «Вероятно, это сделает еще более глубокую рецессию неизбежной, — пояснил директор IMK Себастьян Дуллиен (Sebastian Dullien) во время представления прогноза. — Мы хотим... указать на то, что экономические, а также социальные последствия с большой степенью вероятности окажутся исключительно пагубными».
С точки зрения министра экономики Германии Роберта Хабека требование Москвы об оплате импорта газа в рублях — это «одностороннее и откровенное нарушение действующих договоров», где зафиксирована оплата в евро или долларах. Это требование «неприемлемо», — сказал Хабек в понедельник во время встречи с министрами энергетики стран G7. Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков отреагировал четким заявлением: «Нет оплаты — нет газа». Как подчеркнул Песков, «благотворительностью в этом плане мы заниматься не намерены, отправлять газ Западной Европе бесплатно не будем». По его словам, с четверга при оплате за газ будут принимать только рубли.