Продолжение, первую часть читайте вот здесь. Мы говорили с вами о том, что массовая культура в России долгие годы была лишена возможности осмыслять актуальные проблемы. Именно поэтому современная этика осталась нишевым, элитарным явлением, а массовое общественное сознание захватила этика архаичная.
Может ли быть по-другому, возможно, спросите меня вы, и не является ли элитарность современной этики общим местом? Отнюдь нет. Наоборот, в США и Европе все эти годы, в частности, снимались сотни и тысячи фильмов и сериалов именно для массового зрителя, в которых постоянно, непрерывно осмыслялись самые актуальные вопросы и самые острые этические проблемы. Это даже не фильмы, снятые специально для «Оскара», а самые что ни на есть «попсовые», мейнстримовые телесериалы.
Например, в сериале «Хороший доктор» очень точно воссозданы самые болезненные проблемы, с которыми медицине и обществу пришлось справляться в первые месяцы пандемии. Сериал про юристов «Хорошая борьба» - вообще развернутая панорама всех текущих событий в режиме онлайн. Президентские выборы, штурм Капитолия, BLM, харрасмент, стрим-индустрия и все тот же коронавирус. Все – через судьбы персонажей, через их отношения с происходящим и друг с другом.
Наблюдая за тем, как по-разному переживают эти события совершенно разные люди, зрители формируют собственное отношение к ним, учатся с ними жить. Искусство предлагает зрителям (читателям, слушателям) тот язык осмысления, которого у них еще нет – потому что и событий таких на их памяти еще не происходило. Сформировать подходящий язык, образы осмысления актуальной жизни – именно в этом и состоит в открытом обществе задача массового искусства. А уже затем образы и язык становятся фундаментом для формирования современной этики.
Именно этому служил в свое время, например, и культовый сериал «Секс в большом городе», фактически обучая людей самым разным форматам современных отношений – так люди учились взаимодействовать друг с другом, с миром, осмысляли свои личностные проблемы. И да – формировали новое отношение к этим проблемам, вырабатывали новые нормы и правила взаимодействия, которые помогали им перестать быть несчастными, делать несчастными других или, в частности, чувствовать себя изгоями.
Соответственно, и продолжение сериала под названием «И просто так» продолжило эту миссию, предложив зрителям отличные ответы на вопросы, что такое новая этика, как приспособить к ней старую мораль и как это сделать максимально тактично. Трансгендерные переходы, стендап-культура, культура отмены, подкасты, благотворительность, смерть, и как разговаривать обо всем этом с подрастающими детьми, и как продолжать жить полной жизнью в возрасте за 50+, и как понять свое место во всем этом и не сойти с ума – если вам нужно пособие по всему этому, лучше не найдете.
Согласитесь, ничего подобного в России для массового зрителя давно не снимают. Не сказать, что попыток как-то осмыслить актуальные общественные проблемы в массовой культуре не было, но и Валерия Гай Германика, и Жора Крыжовников сдались довольно быстро. Эксперимент же Юрия Дудя по сращиванию нишевой культуры с массовой тоже как-то быстро сам стал довольно нишевым. Просто потому что интересные герои, по факту, запрещены в массовой культуре, а те, что разрешены – неинтересны.
Современное искусство, формирующее современную этику, и растет же только на том, что интересно. Вот почему сейчас никто не смотрит КВН? Потому что над самым смешным шутить-то и нельзя. Доступные же массовому телезрителю интересные новые форматы – как в свое время та же «Кухня» - либо быстро исчезают с телеэкранов, либо превращаются в свою жалкую пародию. Слабые попытки все того же Жоры Крыжовникова и других режиссеров сделать эти проекты хоть как-то интересными похожи на попытки оживить сшитое из кусочков тело гальваническим током. Почему? Да все потому же – про самое интересное и актуальное говорить нельзя.
Пока массовая культура не научится говорить понятным и смелым языком о том, что реально происходит в современном мире, говорить о массовом, всеобщем формировании современной этики будет невозможно. И кажется, начинать преобразование общества надо будет даже не с пропаганды, а именно с фильмов и сериалов нашего ТВ.