Чья вина? Стоит ли возвращать деньги?
Дико обидно и неприятно, когда клиент просит вернуть деньги за съемку, сказав, что не нравится и всё. Конечно, копаться в этом, оправдываться перед клиентом совсем не хочется, но надо как-то решать ситуацию. И, порой, необходимо отстоять своё.
1. Для начала, трезво и объективно оцениваем выполненную работу. Качественно ли выполнены снимки? Схожа ли данная фотосессия с вашим портфолио? Важно не отключаться в порыве съемки или на этапе ретуши, цвето-светокоррекции и не уходить в то русло, которое вам не свойственно. Это стоит оставить для творческих съёмок. Ведь, в ином случае клиент будет в шоке от "ожидание-реальность", и не факт, что в приятном.
2. Сходятся ли сроки с теми, что были заявлены? Выполнены ли обязательства перед клиентом?
Если всё выполнено, то реакция клиента на возврат денег не объективная и по сути его проблема.
Клиент тоже несет ответственность за свои ожидания, которые должны соответствовать реальности. Найти работы портретника и просить сделать абсолютно тоже самое от фотографа макро-съемок природы; либо взять за пример работы топа, который за съемку берет 200 тысяч и просить сделать тоже самое у фотика за 3 тысячи, как минимум глупо.
Также, у клиента нужно спросить, какой конкретно результат он ждёт, подобрать референсы под запрос. Многие клиенты уже имеют какое-то представление о желаемой съемке и могут скинуть референсы. Отталкиваясь от этого можно придумать или поискать похожее, предложить дополнительные идеи, подходящие под запрос. Очень важно обсуждать детали с клиентом.
3. Не стоит забывать, что есть клиенты с тяжелыми комплексами, которые ни в какую не воспринимают свою внешность. Здесь уже претензия идет не к фотографу, а к самому себе, но клиент этого не признает и всё свалит на фотографа.
Поэтому тут важно проанализировать, показал ли я красоту человека или же изуродовал его? Объективно оцениваем фотографии, нет ли закрытых глаз, нелепо открытых ртов, вторых подбородков, косых взглядов, торчащих волос, некрасиво торчащей одежды и прочего, что можно было исправить во время съёмки для улучшения образа клиента.
Если вы честны перед собой и по всем пунктам у вас всё в порядке, то деньги возвращать не за что.
Истерика у клиента может случиться по разным причинам. Человек сам мог выбрать не подходящего фотографа, либо не подходящее время для съемки (это зачастую относится к девушкам с ПМС, к людям после определенной душевной или физической травмы и т.п.) и здесь уже ответственность лежит на клиенте.
Похожие ситуации рано или поздно могут случиться, не стоит этого бояться. Здесь важно объективно оценивать свою работу, не бросаться в эмоции, а отсативать себя.