В последнее время всё более актуальным становится термин шеринг-экономика (sharing economy), она же экономика деления, экономика совместного потребления и сетевая экономика. По сути это экономическая модель, основанная на коллективном использовании товаров и услуг.
BlaBlaCar и сервисы посуточной сдачи квартир, eBay и AliExpress – всё это так или иначе проявления шеринг-экономики. В шутку шеринг-экономику называют коммунизмом, который построил рынок. Именно желание оптимизировать издержки заставила многих принять на вооружение старую в общем-то идею: чтобы использовать, не обязательно владеть.
Со временем шеринг-экономика добралась и до логистики. Так появился термин пулинг (pooling) – консолидированные доставки, которые помогают поставщикам, торговым сетям и транспортным компаниям оптимизировать расходы при совместном использовании транспорта и складских площадей.
Схема сборной доставки грузов от разных поставщиков в одну точку дистрибуции была разработана французской компанией FM Logistic в начале нулевых. В 2010 году пулинг добрался и до российского рынка, но долгое время оставался экзотикой. Лёд тронулся, когда в сентябре 2018 году схему пулинга запустила сеть "Магнит". Что в общем-то логично – магазины эконом-сегмента наиболее восприимчивы к всевозможным схемам оптимизации.
Почему пулингу понадобилось столько времени, чтобы утвердиться в России? Тут, пожалуй, дело в психологии. Российскому бизнесу трудно взаимодействовать с конкурентами, даже при снижении издержек – слишком силён укрепившийся в 90-е стереотип, что бизнесмен бизнесмену – волк. Однако со временем здравый смысл и желание сэкономить взяли вверх, то называется, "рыночек порешал".
Плюс, конечно, сыграло свою роль и развитие интернета. Основа эффективно работающего пулинга – онлайн-платформа, позволяющая всем участникам цепи поставок видеть расписание перевозок и иметь возможность оптимизировать перевозки.
Очевидно, что любому поставщику выгоднее доставлять товар по LTL-тарифу, чем по FTL. То есть не платить за полное использование транспортного средства, загружая его в лучшем случае наполовину. Наличие онлайн-платформы обеспечивает определённую открытость – перевозчик лишён соблазна взять на борт товары от трёх-четырёх поставщиков и выставить каждому полную стоимость. Выгодна эта схема и торговым сетям, которым не нужно подолгу держать товар на складе. Теперь они ориентированы на частые перевозки небольших партий продукции от нескольких поставщиков.
Нельзя сказать, что пулинг буквально открывает российским предпринимателям Америку. Сборные перевозки, естественно, были и раньше. Однако при сборных перевозках товар проходит через несколько распределительных центров, что увеличивает и сроки, и стоимость. В принципе современный пулинг можно назвать технологией "Догруз 2.0". Пулинг снижает риски традиционного догруза – отсутствие контроля за перевозчиком, забирающим товар со склада, а также увеличивает количество потенциальных перевозчиков, тот самый пул. В век развития цифровых технологий принято жаловаться на то, что у человека не остаётся секретов и все его действия и передвижения находятся на виду. Однако в случае с пулингом обеспечиваемая интернет-платформами открытость – это однозначно плюс для грузоотправителя. Причём экономит он не только деньги, но и нервы. Ещё неизвестно, что важнее.