Фейковые новости, а еще чаще – клеймения словом «фейк» всех неугодных власти репортажей, - входят в набор главных инструментов пропаганды, наряду с запугиванием, расчеловечиванием и ложью.
Фейк – это необязательно видеомонтаж или постановочное интервью. Часто пропагандисты пользуются доверием людей, привыкших воспринимать официальные СМИ как надежный источник информации, и просто делают сообщение, голословное заявление, которое на самом деле не имеет никакого отношения к действительности и произносится с прямой целью оболгать какого-либо человека или событие. Например, телеведущий говорит:
«Вот эта девушка перед тем, как совершить свое выступление (которое, допустим, вызвало горячее массовое обсуждение, поставившее под сомнение позицию властей) звонила в посольство другой (вражеской) страны и о чем-то там с ними разговаривала». При этом не приводится никаких доказательств того, что такой звонок был; ни слова о том, что было темой диалога; и уже тем более не приводится запись указанного разговора – а просто предлагается сделать немедленный вывод, что девушка выполняет чужие указания - и, стало быть, её словам веры нет и быть не может.
Как ни странно, такой простой прием часто оказывается весьма действенным: если человек привык доверять всему, что сообщает данный канал СМИ, то он, не задумываясь (что и требуется!), поверит заявлению ведущего.
Конечно, в наш век технологий создаются и фальшивые видео или интервью, но их чаще всего нетрудно узнать: то показывают переживших многодневный кошмар людей в аккуратной одежде, при макияже и с художественным маникюром. То почему-то опрашивают одну-единственную женщину на улице: она рассказывает о такии- и- их ужасах, случившихся с очень многими её соседями и знакомыми, которые, по идее, должны быть здесь же, рядом, но - рядом стоящие люди почему-то преспокойно болтают о своем… Вообще крайне подозрительно выглядят интервью с одним-двумя очевидцами, если речь идет о событиях, которые коснулись тысяч людей.
А иногда и старые, многолетней давности, видео, выдают за новые. Встречаются и «ляпы»: например, в кадр попадают пальмы там, где их никак не может быть. Чтобы не пойматься на удочку пропагандистов, достаточно поискать информацию в других источниках, лучше всего - найти рассказы и видео простых людей. Благо сейчас, благодаря интернету, это стало достаточно просто сделать.
Сложнее обстоят дела с клеймом «это фейк».
Когда два канала, показывающие совершенно противоположное, обвиняют друг друга в фейках – тут ясно, что кто-то из них лжет, но - кто? Как разобраться?
Думаю, если какой-либо канал говорит правду, ему не должно составить труда эту самую правду показать.
Поскольку сейчас приходится переходить на эзопов язык, то возьмем вымышленный пример:
В Рио-де-Жанейро всё спокойно, но некоторые СМИ лгут и упорно рассказывают, что там беспорядки и революция. Что сделает любой нормальный телеканал, чтобы доказать свою правоту в заявлениях о спокойствии? Конечно, отправит туда своих корреспондентов, которые покажут: «Вот, смотрите, мы находимся возле хорошо известного и легко узнаваемого Театра оперы и балета, обратимся к прохожим с вопросом, что происходит в городе в последние дни». Прохожие отвечают на вопросы журналистов, рассказывая, что жизнь в Рио протекает своим чередом, и все вопросы зрителей о беспорядках рассыпаются в прах. Если же телеканал не показывает того, что может опровергнуть «фейки» других СМИ – это наверняка означает, что на деле-то всё наоборот и лжет именно тот, кто говорит о спокойствии в городе-мечте Остапа Бендера.
Наконец, надо помнить главный постулат любого поиска истины: «Ищи, кому выгодно». Если какому-нибудь политику необходимо поднять свой рейтинг, то подвластные ему СМИ могут лгать. Если нужно куда-то списать безграмотное и провальное для страны управление – выгодно придумать внешнего врага, на которого можно всё свалить. Любой власти выгодно превознести себя и утопить соперников. А если в стране затыкаются все информационные щели – значит, это тоже выгодно, другой вопрос– кому и для чего.
Все же как бы ни было тяжело – всегда надо надеяться на лучшее. Правда обязательно должна победить. Может быть, скоро вечерний выпуск новостей начнется вот с такого сообщения:
Благодарю за внимание!
Если понравилась статья - нажимайте «лайк» и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!
Всем добра!
Еще статьи на тему «Как работает пропаганда»:
Прием второй: РАСЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ