Найти тему
7Дней.ru

«Ампир V» — или почему Пелевина лучше читать, а не смотреть

Оглавление

31 марта 2022 года в кинотеатрах должен был выйти долгожданный фильм по роману Виктора Пелевина «Ампир V». Премьеру перенесли на неопределенный срок, но мы успели посмотреть картину и делимся своими впечатлениями.

   "Ампир V" (2022), реж. Виктор Гинзбург Кадр из фильма
"Ампир V" (2022), реж. Виктор Гинзбург Кадр из фильма

Пожалуй, ни один другой отечественный фильм не ждали так долго и так жадно. Инвесторы менялись, сроки сдвигались, премьера откладывалась. Дошло до краудфандинга и сбора донатов с преданных поклонников Пелевина (забавно, ведь сосать баблос из простого люда — главное занятие вампиров). Картина должна была выйти на большие экраны сегодня, но тут снова не сложилось. Мы надеемся, что лента все же дойдет до зрителя. А так как мы ее уже посмотрели - спешим рассказать, что о ней думаем.

Пробежавшись по страницам романа

Читавшие первоисточник сюжет помнят. Фильм как может его повторяет. Рома Шторкин — молодой ничем не примечательный парнишка, чья жизнь обещает быть сложной, бедной и вполне вероятно короткой — волею судьбы встречается с настоящим вампиром. Вампир носит имя заморского божка Брама и собирается покинуть этот грешный мир, но прежде должен создать нового вампира и оставить вместо себя. Так парень Рома превращается в вампира Раму. Новоиспечённый кровосос приступает к обучению под присмотром наставников. Оказывается, вампиры — это не просто монстры из телевизора, а привилегированная каста серых кардиналов, которые правят миром людей и сосут не красную жидкость (слово «кровь» вампиры не употребляют), а баблос. Чтобы стать полноправным членом этого элитного общества Рама должен освоить две главные дисциплины — Гламур и Дискурс. Во время обучения, Рама знакомится с Герой — молодой вампирессой. Между юными вампирами, конечно же, начинаются странные и сложные отношения, которым мешает Митра — наставник Геры. Рама разрывается между желанием постичь тайны мироздания и желанием утереть нос Митре.

Гламур победил дискурс

   "Ампир V" (2022), реж. Виктор Гинзбург Кадр из фильма
"Ампир V" (2022), реж. Виктор Гинзбург Кадр из фильма

Однозначно старались сделать не просто экранизацию, а стильную вещь. И в этом отношении — полная победа. Что называется, дорого богато. Но пока гнались за красивой картинкой, упустили многое из содержания. Кажется, кто-то плохо усвоил уроки вампирской мудрости и отдал предпочтение гламуру, забыв о дискурсе.

«Ампир V» — это не просто история про молодого парня, который стал вампиром. Простую фабулу Пелевин всегда прячет в сотни слоев: подтекстов, отсылок, аллюзий и метафор. Это смесь ветхозаветных истин, поп-культуры, религиозных догматов и философских теорий. Здесь Нео встречает Воланда, а Маргарита садится в Майбах вместе с Дракулой.

Но как показать божественный лик? Как снять экзистенциальный кризис? Как сыграть катарсис? Даже несмотря на развитие технологий и возможности компьютерной графики, кинематограф ограничен в средствах выразительности. То, что можно описать словами на бумаге — не всегда можно перенести на экран. В этом то и главная проблема.

Гинзбург щедро использует компьютерную графику, чтобы показать, какие метаморфозы переживает Рама, как изменяется спектр его восприятия. Реальность плывет, выворачивается и принимает причудливые формы, перетекающие друг в друга, прошлое и будущее сливаются воедино — настоящая психоделическая феерия. Вот только выглядит это словно кто-то втихоря вклеил в фильм какие-то инородные куски, какие-то клипы.

Комарик и Князь мира сего

   "Ампир V" (2022), реж. Виктор Гинзбург Кадр из фильма
"Ампир V" (2022), реж. Виктор Гинзбург Кадр из фильма

А пока в кадре торжество компьютерной графики, экранное время неумолимо уходит и герои не успевают раскрыться. Особенно обидно за Митру в исполнении Мирона Фёдорова. Он словно был рожден для этой роли (и для поэтической дуэли), он так органичен в образе Митры, так чертовски хорош. Но ему катастрофически не хватает хрона. Митра кажется заносчивым, хвастливым щёголем, но кто читал роман, помнят — он намного глубже. Это всё равно, что вырезать половину Джокера из «Тёмного рыцаря».

С другими героями всё то же самое. Они быстро стремительно появляются и также стремительно гаснут, не успев как следует раскрыться. Это настоящее преступление, потому что каст у фильма сильный — Павел Табаков, Владимир Долинский, Вера Алентова, Виктор Вержбицкий и прекрасная Таисия Радченко в роли Геры.

Это уже не первая попытка Виктора Гинзбурга экранизировать Пелевина. В 2011 году он же снял «Generation П». Тогда зрители разделились на два лагеря — кто-то истерично хвалил фильм, а кто-то нещадно ругал. Но равнодушных точно не осталось. Хотя это скорее заслуга самого Пелевина. Его книги — это всегда бунт, всегда провокация и всегда китч. Но полноценно перенести их на экран практически невозможно. По крайней мере, и в этот раз чуда не произошло.