Большинство людей понимает, что философия – это рассуждения о жизни, смерти, счастье. Ведь каждый из нас любит порассуждать на эти темы, значит, пофилософствовать.
Некоторые говорят, что философия — это наука, другие, что искусство. Но, собственно, и философы не дадут вам определения, раскрывающего понятие «философия». Точней дадут, каждый своё, но все они будут различаться.
Лично я использую следующее определение: «Философия — это рационально аргументированное мировоззрение».
Рассмотрим его.
Не вообще мировоззрение, а рационально аргументированное. Понятие «мировоззрение» широкое. Оно включает обыденное мировоззрение, типа «я не верю в жизнь после смерти» или «верю». А почему? На это вам человек не даст ответа, так как его мировоззрение — это мироощущение, подсознательное представление о мире на основе внутренней веры. Оно есть у каждого. Оно является продуктом воспитания, социализации в культуре. Но в процессе развития, изучения науки, философии оно может кардинально измениться. Здесь рациональные размышления изменят веру. А может быть, и подсознательная вера повлияет на высказываемые человеком философские аргументации.
Но, обыденное мировоззрение на уровне мироощущения не основывается на аргументах.
Мировоззрение может основываться на образах: художественных или литературных (мифологических). Так говорят, что икона-это мировоззрение в красках. В художественных картинах, скульптурах может выражаться сложное мифологическое мировоззрение. Так «Царь Эдип» отражает идею фатума, предопределённости всего, отсутствия свободы. Это мифологическое мировоззрение, оно и стало основой рационально аргументированного обсуждения мифов. В дух вариантах: или отрицание мифа, или его рационально аргументированное подтверждение.
Философия основывается на аргументации, доказательстве. Это то, что роднит, сближает ее с наукой! Рационально-это основанное, лежащее на языке, не художественном, а естественном с наполнением рядом терминов. Обычное мировоззрение, высказанное в языке наполнено многогранностью смыслов. Философское за счет использования философских терминов стремится к конкретизации, уточнению. То есть, доказательное мировоззрение на естественном языке с уточняющими специальными терминами. Эти термины часто и создают сложность понимания философских трактатов. Чем больше используется терминов, а часто философы создают свой философский язык с большим количеством специальных терминов, например, М. Хайдегер. Чем насыщенней такими терминами язык философа, тем его философия тяжелей. Как пример, философия «темного» философа Гегеля. Или легкая философия, стремящаяся выразить мировоззрение обычными литературными фразами. Это «Опыты» М. Монтеня.
Все вроде ясно. Неясно до конца, а что такое мировоззрение, с чем его «едят»? Об этом в следующей статье.