Найти тему

Гештальт-терапия булимии (часть 4 )

Мне очень отзывается фраза Монте о терапии людей с расстройством пищевого поведения : «Если  расстройство  пищевого поведения – единственный  способ  для человеку  крикнуть миру,  выразить собственную уникальность, которая стремиться обратиться к другому, то терапевтическая встреча  должна , прежде всего , быть  местом , где это крик услышан  и принят  сильными, тактичными руками  терапевта.»

Очень важно оставаться с таким человеком живым, а это значит полностью телесно  присутствовать (для меня телесно присутствовать с клиентом это значить   и  поддерживать  глубину  своего дыхания, чувствовать свое тело)  сохраняя  терапевтическую позицию (свои знания,  этику,  профессиональный опыт и так далее).

  •   На первых этапах работы с клиентом важно брать роль «эмпатического свидетеля».  Этот значит, что мы выслушиваем клиента и не исправляем его. В общем, на этом этапе в особенности можно сказать терапевт является тем «питательным грудным молоком», которое не разрушает клиента, не проламывает его границы контакта  и тем самым дает новый совершенно уникальный опыт для клиента.  Терапевт дает пространство для клиента, чтобы тот, расположился такой как он есть, не стремясь его изменить. Выслушивает чувства  пациента  и не  исправляет его. Он вовлечен, но не  навязчив  и не критикует опыт клиента. Он не говорит, что должен сделать клиент( когда  и что есть) или каким он должен быть. Это  помогает  клиенту понять, что  он может  достигнуть  другого, просто оставаясь собой , что не обязательно  становиться чем-то еще. Это поможет снизить контроль, который запускает порочный круг « контроль - срыв».
  • После формирование терапевтического альянса часть терапии будет направлена на поиск дистанции в отношения (с едой, терапевтом или людьми).  Это поиск пространства между  2-мя крайностями «болью поедание пищи» и « страхом голода», между « риском зависимости» и« риском отвержения».  Для того чтобы клиент мог искать дистанция или выстраивать и выбирать свои границы, необходимо понимание  и распознавать своих чувств ( тревогу, грусть, страх, разочарование, вина, гнев, зависть, стыд) и чувствовать свое тело.
  • Поэтому в своей работе мы постоянно возвращаемся к чувствам и телу!!! Обращаем внимание к сигналам тела : интероцептивной чувствительности. Способность воспринимать физические ощущения собственного тела. Это мощная врожденная способность , которая включает в себя умение воспринимать физические сигналы голода и сытости, различные состояния тела(например, учащенное сердцебиение или полный мочевой пузырь), а также физические ощущения , вызываемые эмоциями (например, прилив жара или нервную дрожь)
  • Показываем что между 2-мя полюсами «чувством голода причиняющего боль, требующего немедленного удовлетворения» и « болезненной сытостью , когда человек сильно переел и может тошнить» есть огромный спектр оттенков:

"человек голоден, как волк, и раздражителен сильно желает поесть»,

« человек очень голоден, с нетерпением ждет возможности сытно поесть и перекусить» ,

« человек слегка голодный, чувствует легкую пустоту в желудке»,

« нейтральное ощущение: человек не голоден и не сыт»,

« человек начинает чувствовать сытость»,

« приятная сытость, человек испытывает удовлетворение и сытость», « человек слегка переел.

"это еще не неприятное ощущение, но удовольствие уже не получает»,

« человек переел, чувствует чрезмерную сытость , хочется расстегнуть пуговицу на брюках или снять ремень»

Как пишет Конте и Мионе: « установление хорошей отношенческой дистанции в оказании специфической поддержки  для человека с РПП, будет связано с терапевтом, перемещающимся  от выполнения роли «эмпатического  слушателя» к вступления в игру  на границе контакта,  искусно вверяя приближение «к» и  « от», «оставаясь  на месте» и делая  участие  ощутимым, предоставляя  пространство клиенту, но не бросая его, давая  подтверждение  и ничего не требуя взамен»

  • Обращаем внимание клиента, на то как он выдерживает напряжение без использование еды, определяем эмоциональные триггеры: тревогу -  использование еды, чтобы успокоиться; скуку- есть, чтобы заняться чем- то, веселье - еда как развлечение; ослабление контроля- еда как способ ослабить поводья и отдохнуть от армейской дисциплины или жесткие требование перфекционизма по которым человек заставляет себя жить, самоуспокоение - еда как утешения, пустота- мы едим , потому что человек не хватает духовного смысла, подкуп- « закончи домашнюю работу и получишь угощение и др.»
  • Во время сессий анализируем - это значит, что мы клиенту помогаем сделать ревизию « своего шкафа». Когда каждый из нас открывает шкаф и начинает примерять и формировать 3 кучки одежды: « вот это подходит», « вот это не подходит», « вот это еще полежит». Так мы помогаем сформировать « три кучки» - мы вместе с клиентом пытаемся проанализировать:
  1. какой  опыт клиента в питании был, был ли этот опыт эффективен
  2. когда появились убеждение о снижении веса, кто являлся их источником;
  3. какими перемены он себе рисует при достижении идеального веса
  4. откладывает ли он часть своей жизни до « идеальных времен» например поиск работы, отношений или знаний
  5. снизился ли вес в долгосрочной перспективе от «очищающего поведение
  6. что необходимо для того, чтобы сделать, то что хочет клиент, с тем телом, которое есть у него сейчас
  • Затем наступает этап, который Конте и Мионе описывает как « долгая дорога смелости». Путь смелости ( риск подойти к новой жизни и новыми отношениями с едой), предпринятые в терапевтическом кабинете, т.е все новые паттерны поведения выносят за пределы кабинета психотерапевта, и могут теперь все больше и больше распространяться на отношения с остальной частью мира ( родственникам, коллегами, супругами, соседями и др.). Терапевт теперь будет играть роль «гаранта» путешествия, лица, которое непоколебимо в своём внимании и заботливо замечает и красоту новой, формирующейся идентичности и моменты трудностей и страха в проживании её. На этой стадии терапевт реализует очень осознанное присутствие с клиентом, поскольку « клиент учиться танцевать в мире с новым чувством себя».
-2

-3