Вчера сеть взорвалась новостью о беспределе нашей главной банковской экосистемы - Сбер отменил одобренные до 24 февраля ставки по кредитам. Причем сделал это с особой жестокостью - не пощадил и тех, кто продал свою квартиру и успел переехать в съемное жилье, в ожидании заключения ипотечного договора.
Теперь ставки повышены минимум в два раза и народ просто не может себе такое позволить. Естественно встал вопрос насколько это законно и что теперь делать. Давайте разбираться.
После одобрения заявки на кредит у будущего заемщика есть определенное банковскими правилами время на заключение собственно кредитного договора, обеспеченного залогом той недвижимости, которая приобретается на заемные средства. До заключения сделки заемщик должен оформить предусмотренные кредитным договором страховки и сделать еще много всего необходимого. И это необходимое стоит денег.
В процессе задействованы и многочисленные третьи лица - риелторы, оценщики, юристы, участники альтернативных сделок, зарегистрированные в жилье и обещавшие выписаться к сделке, да в общем много кто еще. Людей, участвовавших во все этой движухе, остановили на ходу, лишив не только перспективы нового жилья по старым ценам, но и тех денег, которые они затратили на подготовку к сделке. Ладно бы денег, а уже проданные квартиры! В этом месте должен быть смайлик, закрывающий лицо руками, ну, или просто рыдающий.
Теперь про то, как выкручиваться. Я прочитала много комментов коллег, в которых ключевой момент - законность действий Сбербанка. Если договор не подписан, то у сторон не возникает прав и обязанностей. Я с этим не согласна и вот почему. В Гражданском кодексе есть замечательная статья о заверениях об обстоятельствах. Ее краткое содержание сводится к тому, что сторона, в преддверии сделки, вправе рассчитывать на достоверность заверений контрагента, касающихся существенных условий договора. Процентная ставка по кредиту, безусловно, существенное условие будущего кредитного договора.
ГК дает право требовать возмещения убытков в случае, если заверения об обстоятельствах были недостоверны. Кроме того, не надо забывать, что заемщик - лицо наименее защищенное в правоотношениях с кредитными организациями, поэтому имеет право требовать дополнительной защиты.
Думаю, что в сложившейся ситуации, пострадавшим гражданам нужно написать досудебную претензию, а потом обращаться в суд с иском об обязании заключить кредитный договор на ранее озвученных условиях или о возмещении убытков. Не помешает завалить жалобами ЦБ и Администрацию президента, с Финансовым омбудсменом (когда уже это слово, наконец, заменят русским “уполномоченным!) до кучи.
P.S. Особая подлость от экосистемы - у заемщиков пропала вся переписка с банком в личном кабинете. Это к вопросу о доказательствах, увы…