48,9K подписчиков

Настоящий летающий "паровоз"!

23K прочитали

Знаете ли вы, господа и дамы, что случилось 12 апреля 1933 года на аэродроме в Окленде, что находится в Калифорнии, США? Именно в тот день осуществилась моя детская мечта - в небо поднялся настоящий летающий "паровоз"! Вот честно - турбореактивные двигатели они какие-то неинтересные, поршневые - другое дело. Запахи масла, бензина, огненный выхлоп и потрясающий звук. Но самые интересные двигатели - паровые. Покажите мне работающий паровоз и я буду зависать рядом с ним, пока он не уедет...

Коллаж мой!
Коллаж мой!

Предварительно событие сопровождалось активной рекламной кампанией, поэтому на демонстрации было большое число журналистов, сделаны фото- и кинорепортажи полёта самолёта. Самолёт под управлением Уильяма Бесслера смог совершить демонстрационный полёт.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Разумеется, попытки построить самолет с паровой машиной в качестве двигателя предпринимались и раньше. Собственно первой такой попыткой можно назвать самолет нашего соотечественника Александра Федоровича Можайского. Да, в ЦАГИ провели исследования этого аппарата, позволившие установить печальную истину - летать он не мог, отрыв при испытаниях вызван воздействием внешних факторов.

Знаете ли вы, господа и дамы, что случилось 12 апреля 1933 года на аэродроме в Окленде, что находится в Калифорнии, США?-3

Последующие попытки установки на самолет паровой машины также были безуспешными. И вот 12 апреля 1933 года это произошло - самолет с паровой машиной наконец-то поднялся в воздух. На 30 лет позже, чем с двигателем внутреннего сгорания! Как же так получилось? Ведь паровые двигатели были известны человечеству уже 100 лет, а более-менее вменяемым ДВС едва исполнилось 30...

На самом деле, паровая машина это прекрасный двигатель. Очень мощный (относительно своих размеров), прекрасно управляемый, обладающий способностью к реверсу (чего ДВС особо не умеет), не требующий никакого стартера, генератора и прочей мути! Вот, взгляните на паровоз ЛВ:

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Да относительно размеров паровоза саму паровую машину толком-то и не видно. Но есть одна маааленькая проблема. Снова взгляните на паровоз. Видите? Если вы мысленно откинете колеса и будку машиниста, то эта проблема предстанет перед вами во всей красе. И называется она паровой котел! Да, собственно весь паровоз и состоит из котла и еще пары пустяков. В самолет такое не воткнешь точно. Так как же справились братья Джордж и Уильям Бесслеры? А просто они были грамотными ребятами и прекрасно разбирались в паровой технике. И они знали, что если на паровозах по прежнему используются примитивные цилиндрические огнетрубные котлы, то на флоте это давно пройденный этап. Там давно воцарились арочные водотрубные котлы и то, их уже начали пытаться вытеснить котлы прямоточные. Каждый новый вид котла был легче, компактнее и обладал большим КПД.

Знаете ли вы, господа и дамы, что случилось 12 апреля 1933 года на аэродроме в Окленде, что находится в Калифорнии, США?-5

Разумеется, братья не стали строить свой двигатель с нуля - они взяли готовую поршневую паровую машину Добля, устанавливаемую на паромобили. Машина развивала мощность в 90 л.с., но при максимальной форсировке котла, ее мощность составляла до 135 л. с. Давление пара в котле 125 aт (для сравнения у большинства паровозов давление пара от 10 до 25 атсмосфер). Именно поэтому она весила всего лишь 80 килограмм, что было даже меньше, чем у ДВС тех лет аналогичной мощности. Прямоточный котел был снабжен питательным насосом и паровым приводом, а также первичным и вторичным подогревателями питающей воды, обогреваемыми отработанным паром. Но, несмотря на все эти ухищрения весил он 220 кг. А еще были два конденсатора и запас питательной воды. Впрочем, суммарная масса всей силовой установки была лишь на 140 килограмм больше чем масса силовой установки с ДВС. При все том, самолет обладал потрясающей дальностью полета в 600 километров! При этом паровая машина могла работать на любом (пусть и самом дешевом) жидком топливе, была проста, надежна и обладала огромным ресурсом.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Кроме того, паровая машина могла работать в режиме реверса - перед касанием пилот останавливал двигатель, а на пробеге пускал машину на обратный ход. Самолет это летал до 1936 года, а дальше следы его теряются...

У нас также пытались приспособить паровую машину к самолету. И занимались этим в МАИ.

В МАИ был разработан и испытан двухцилиндровый агрегат мощностью 150 лошадиных сил и парогенератор к нему. Спроектировали и более мощный шестицилиндровый звездообразный двигатель...

Но, продолжению этих работ помешала начавшаяся война. Так что, господа и дамы, Гитлер - козёл. Если бы не его больные амбиции, может быть сейчас мы бы летали на такой вот красоте:

Знаете ли вы, господа и дамы, что случилось 12 апреля 1933 года на аэродроме в Окленде, что находится в Калифорнии, США?-9

Ну и напоминаю - я таки завел телеграмм канал:

Там, помимо того что есть здесь, на Дзене, планируется намного больше коротеньких постов обо всем имеющем отношение к авиации...