Найти тему

Лилия Брайнис: "травля - это проблема группы, и никогда не проблема жертвы"

Оглавление

Это - Лилия Брайнис. Директор Благотворительного фонда "Шалаш" и социальный психолог. На данный момент фонд специализируется на проведении тренингов, обучающих мероприятий, консультаций для учителей, родителей и подростков которые столкнулись с проявлением трудного поведения. В том числе, с травлей.

Девиз фонда: "Не трудные дети, а дети, которым трудно".

Еще Лиля сама была жертвой травли в школе (а также, после перевода в другую школу, некоторое время и в иных статусах в рамках травли), поэтому очень хорошо понимает явление. И имеет ощутимый багаж знаний в данной области абьюзивных, нездоровых отношений.

-2

В комментариях к этому посту я прикреплю ссылку на ее выступление, где она с презентацией, аргументами и личной историей рассказывает очень доступно, на пальцах о буллинге.

А в этой статье хочу привести самые яркие цитаты ее выступления:

"Способность рассказывать кому-то - это как мышца. Это навык. И если его у ребенка не развить, или например, запретить ребенку этот навык развивать (говоря: "Не ябедничай!"), взрослые тем самым улучшить этот навык ребенку не дают".

"С большой вероятностью ребенок к вам пришел, потому что увидел какую-то несправедливость. И хочет, чтобы взрослый с этой несправедливостью разобрался(помог разобраться)".

-3

"Первым исследователем травли был норвежский психолог Дан Ольвеус. Он первым сформулировал, что такое травля:

-4

Травля - систематическое, целенаправленное агрессивное поведение индивида или группы при условии неравенства участников по силе, власти или статусу".

-5

"В ситуации неравенства сил сделать ничего нельзя. Потому что по большому счету, если у меня завязаны руки за спиной, а у вас классные кулаки - это неравная ситуация.

Как бы я ни старалась, если у вас бита, а я -специалист по карате, я ничего особо сделать не могу.

Справляться с травлей должны взрослые, потому что это история неравенства сил. Ребенок сам справиться НЕ может.

И первое, что должны делать взрослые - восстанавливать равенство"

Один из слайдов презентации Лилии. В видео она добавляет пояснения и приводит много примеров.
Один из слайдов презентации Лилии. В видео она добавляет пояснения и приводит много примеров.

"В одной книжке я прочитала классный пример: почему мы не приучаем ребенка к боли, например, ломая ему или ей ногу? В смысле, что это за концепция такая, что тебе нужно пройти через какой-то страшный стресс, чтобы стать сильным?

Есть такой уровень стресса, который человек не может вынести. Это разрушительный стресс".

Еще слайд
Еще слайд

"Травля - это проблема группы, и никогда не проблема жертвы.

Травля возникает не потому, что это твоя личная проблема, а потому что в группе формируются определенные нормы".

-8

"Впервые #травля была описана в двух системах: в армии и в тюрьме. Это значит, что когда система построена по принципу власти и подчинения, где основной организующий фактор - это насилие, тогда люди, оказываясь в ситуации необходимости выстраивать равные отношения начинают испытывать тревогу. Потому что не очень понятно - КАК?

Если все время история про #подчинение, то в случае, когда рядом оказываются равные мне люди - непонятно как с ними разговаривать. Как выстраивать отношения? Кто здесь главный? Кто не главный? Люди не знают - что такое равные отношения.

Часто в школу могут приходить дети из очень авторитарных семей. И школа - это тоже очень авторитарная система.

Если человек или группа испытывают тревогу(привыкшие к тому, что кто-то должен быть главный, кто-то должен кого-то...), и главного нет, значит я этим человеком стану, или сделаю так, чтобы такой человек появился. Это мой способ выстроить мир понятным образом".

-9

"Из этого очень простой вывод: если человек чего-то не умеет делать, задача взрослых - научить его действовать и взаимодействовать по-другому, на равных".

-10

Бывает, что родители-свидетели говорят: "Это нас не касается. Вы там как-нибудь сами разбирайтесь. Это у ваших детей #проблемы

Важно объяснить родителям, что страдают натурально все. Плохо - не только жертве. Плохо-агрессору.

И это важно - показать, что можно выстраивать взаимодействие по-другому. И для свидетелей-детей это тоже важно(т.к. они чувствуют свою незащищенность и понимают, что в любой момент травля может перекинуться на них). И тогда, когда вы оказываетесь все на одной стороне, получается, что мы все боремся с одной проблемой, а не с одним каким-то человеком".

----------------------------

Спасибо за ваше внимание. На сегодня это все. Очень рекомендую посмотреть полное выступление Лилии(будет в комментариях), для полноты картины и понимания.

Подписывайтесь на мой канал, пишите свои комментарии. Я продолжу освещать эту тему далее.

Мой телеграмм канал

Читайте также:

Куда можно обратиться за психологической и социальной помощью

Как взаимодействовать с эмоционально незрелым родителем. Способ 1

Травля. Со взрослыми согласовано

Исцеляющая фантазия как попытка получить тепло от эмоционально незрелых родителей

Что посмотреть в выходные (Фильм А. Мурашева "Я встретил тех, кто меня травил")

Родитель поворачивается спиной к ребенку, когда тому нужна помощь. Травма отвержения, пронесенная через года

8 известных личностей, которые справились с травлей в школе