«Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.» (1-е Фес. 4: 13-14).
В субботу, 2 апреля 2022 года, верующим предстоит третья по счёту и последняя в этот Великой пост родительская суббота 4-й седмицы поста. В этот день Церковь поминает усопших православных христиан. Наверное, практически у всех есть усопшие родственники, друзья, знакомые, которых можно помянуть, подать записки в храм, помолиться за них в Церкви и дома.
Когда ближние умирают – для многих это является большой потерей, сильным горем, которое наносит рану и нескоро забывается. Как пережить потерю ближних? Нужно помнить о том, что все мы здесь временно пребываем в этом мире, и все мы рано или поздно уйдём отсюда, потому что тело смертно, а душа бессмертна. И эта жизнь сколько бы она не продолжалась на земле, двадцать, тридцать, семьдесят лет, временна и всего лишь миг по сравнению с вечностью. Но это до Пришествия Христа у людей не было надежды, смерть ближних была действительно величайшим горем. Хотя Израилю были даны обетования о Пришествии Христа. А сейчас, когда Господь приходил на землю, основал Свою Церковь, открыл верующим Царство Небесное, претерпев смерть на Кресте, каждый верующий во Христа имеет надежду на вечную жизнь в раю и встречу с близкими там. Значит эта разлука временная. Смерть Иисуса Христа обернулась Его славным Воскресением, Вознесением и вечной Славой, радостью для многих и спасением. Также и теперь для истинно верующих во Христа, соблюдающих Его слово, смерть является не горем, а оборачивается воскресением, радостью, вечным блаженством. «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение.» (Фил. 1: 21).
Наши слёзы и безмерное горе могут только усугубить положение усопших близких. Во-первых, они будут переживать за нас, а во-вторых горе, уныние тоска часто не дают человеку действовать и делать то, что необходимо. А ведь именно в это время вашим близким нужна помощь, они в ней нуждаются. Лучше к этому подойти с той позиции, что всё не потеряно, а напротив, сделать всё для того, чтобы без всяких проблем через какое-то время встретиться с близким в Царстве Небесном. Для этого Господь основал Свою Церковь, чтобы мы молились в нуждах наших, молились друг за друга. Что же можно сделать? Если вы действительно любите усопшего родственника, то настоящая любовь не столько в слезах и жалости проявляется, это может быть проявлением и эгоизма, что он покинул вас, а делами более проявляется любовь. Как говорится: «Слезами горю не поможешь.» Пословица. Нужно надеяться на встречу с ближними в Царстве Небесном. А пока здесь на земле сделать всё, что в ваших силах, чтобы эта надежда реализовалась. А именно: чем предаваться безутешному горю, плакать и сетовать, хотя это конечно естественно в меру, как и в любой разлуке с человеком, тоска по нему, но более чем слёзы, ему в это время нужны наши молитвы, милостыни, поданные с просьбой помолиться за этого усопшего, подача записок в храм на проскомидию, панихиду, молитвы за них в Церкви и дома. Можно Псалтирь почитать, или просто молитвы в утреннем и вечернем правиле, как удобно. Можно и соединить молитву об усопшем с постом. А подвиг ради ближних ценен для Бога. Именно это говорит о любви к ним. А любовь превыше всего. Это им действительно нужно. Не столько нужны им наши слёзы, поминки, венки, цветы, сколько наши молитвы. «Слеза по умершему высохнет, цветок на могиле завянет. А молитва доходит прямо до сердца Господа Всемогущего.» Блаженный Августин.
Особенно в первые сорок дней им нужны наши молитвы, хотя и потом тоже не нужно забывать молиться о них. Но в эти сорок дней решается посмертная участь души, где она будет пребывать до Страшного Суда Господня. В это время душа проходит мытарства (Частный Суд), где на каждом мытарстве особыми демонами, мытниками взыскиваются определенные виды грехов. В это время молитвы Церкви, молитвы ближних могут им очень помочь. «Усопшие нуждаются в наших молитвах, как бедный в куске хлеба и чаше воды». Святитель Феофан Затворник. Так вот, для них поминовение на проскомидии, когда за них вынимают частичку просфоры – это пища, да и не только это, но и вообще молитва для них является пищей, любое поминовение, потому что написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». (Мф. 4: 4). «Об усопшем больше молитесь. Ему паче всего теперь нужна молитва. Молитва и пред Богом – ходатаица, и прямо действует на отшедшую душу, воодушевляя её, согревая и укрепляя.» Святитель Феофан Затворник. Так, если благодаря молитвам Церкви, вашим молитвам душа вашего усопшего родственника достигнет райских обителей, и Господь примет её, простит ей грехи, то ваш усопший близкий будет дома, будет счастлив и благодарен вам, упокоится с миром там, где нет плача, слёз, вопля, воздыхания, болезни, смерти, но жизнь бесконечная, в лучшем мире, и будет молиться там о вас и ожидать вас там.
Что ещё нужно делать? Нужно приготовиться вам к переходу в вечность, принести покаяние в грехах, следовать заповедям Божиим, пребывать в Церкви, которая есть ковчег спасения, исполняя её уставы. Нужно помнить, что наше отечество там, а не на земле, на земле мы временно пребываем, нужно быть готовыми к встрече с вечностью, ведь она неизбежна для всех. «Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе всё.» (Фил. 3: 20-21). Для этого нужно искать более небесного, духовного, а не земного, искать угождать и служить Господу в молитвах, постах, милостынях, участвовать в таинствах Церкви. А каждое Причащение Святых Христовых Тайн, как говорит преподобный Серафим Саровский, влияет и на наших родственников и им помогает, влияет на род, как и каждая молитва, обращение к Богу. На вопрос, как часто нужно причащаться Святых Христовых Тайн преподобный Серафим отвечал: «Чем чаще, тем лучше». «Благодать, даруемая нам Приобщением, так велика, что как бы ни недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступал ко Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов,— и будет очищаться благодатию Христовою, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется... Верую, что по великой благости Божией ознаменуется благодать и на роде причащающегося...». Естественно всё нужно делать по силам. Когда мы готовимся к Причастию Святых Христовых Тайн, причащаемся, молимся, мы и себе и близким помогаем. Да и вообще молитва каждого человека имеет значение для всего рода человеческого, так как мы связаны. Молитва привлекает благодать Божию на землю. Поэтому деятельность монахов очень необходима для всех людей. Молитва каждого человека имеет значение. Чем лучше мы приготовимся к встрече с вечностью, тем легче будет пройти мытарства и достигнуть Царства Небесного, где можно будет и встретиться с близкими, ушедшими раньше нас.
И конечно же самое главное, это нужно уповать на Господа, надеяться на Него, потому что Богу всё возможно, и избавить от ада, даровать душе вечное счастье и блаженство в раю. А поэтому никогда не нужно отчаиваться, у нас есть надежда. Нет безнадёжных потерь с Господом. Как говорится в акафисте «Слава Богу за всё»: «Сла́ва Тебе́, врачу́ющему ско́рби и утра́ты цели́тельным тече́нием вре́мени; Сла́ва Тебе́, с Тобо́ю нет безнаде́жных поте́рь, Ты да́руешь всем ве́чную жизнь. Сла́ва Тебе́, Ты одари́л бессме́ртием все до́брое и высо́кое. Ты обеща́л жела́емую встре́чу с уме́ршими. Сла́ва Тебе́, Бо́же, во ве́ки.» Господь милостив и может помочь. Какое бы горе, какая бы проблема не случилась здесь на земле, всё временно и скоропреходяще, и радость, и горе. А вот то, что в вечности, то чего мы достигнем, будет с нами вечно. Поэтому нужно богатеть в Бога, а не как неблагоразумный богач, который запас богатство и подумал, что теперь можно есть, пить и веселиться, но не подумал, что всё временно в этом мире. (см. Лк. 12: 16-21). Господь даровал нам эту надежду, пострадав за нас на кресте, победив смерть и ад, потому нам нужно радоваться, но и не забывать о покаянии, чтобы достигнуть Царства Небесного после окончания земной жизни.
«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.» (1-е Ин. 2: 15-17).