Одна из красивейших служб является богослужение вечерни Великой Субботы, соединенной с Литургией свт. Василия Великого. Часто можно услышать от священников, что эта служба уже является пасхальной, что мы уже радуемся о Христе Воскресшем, однако пока не кричим об этом на весь белый свет. Почему так? Как совершалась эта служба в период становления православного богослужения?
Типик Великой Церкви. Согласно Уставу Великой Церкви, вечерня Великой Субботы имеет необычайно большое количество паремий, во время которых Константинопольский Патриарх крестил оглашенных. Во время чтения второй паремии, Патриарх, оставив вместо себя на горнем месте Евангелие, шел из собора в баптистерий, где облачался в белые ризы и обувь. Все огласительные чины (отречение от сатаны, исповедание веры и т.д.) уже были совершены в течение Поста и Страстной Седмицы, поэтому освещались лишь вода, елей, а затем крещальная вода и оглашенные помазывались “елеем радования”. Патриарх помазывал елеем лишь главу оглашенных, а диаконы и диакониссы растирали его по всему телу мужчин и женщин соответственно. После крещения все возвращались в храм, где и совершалось миропомазание (Дмитриевский Алексей А. Древнейшие патриаршие Типиконы: Святогробский Иерусалимский и Великой Константинопольской церкви). Обязательными для прочтения были первые семь паремий, а если крещение задерживалось, то добавлялись еще семь.
ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Пасха Субботы. Последняя пятнадцатая паремия никогда не опускалась и была особенно важна: замыкающая ее песнь отроков пелась нараспев и служила приветствием всей общины прибывшим в храм новых членов Церкви. Также она служила знаком для священнослужителей переоблачаться в белые ризы. По окончании песни отроков, певцы начинали петь “Елицы во Христа крестившеся” и совершалось Миропомазание. При пении 31-го псалма (“Блажени ихже оставишася беззакония”) предстоятель с крещенными входил в наос собора, совершался малый вход и начиналась пасхальная Литургия свт. Василия Великого. Таким образом, празднование Пасхи открывалось именно вечерней с литургией, что и логично, ведь сутки, согласно уставу, начинаются с вечерни.
Пасхальный характер вечерни Великой Субботы прослеживается буквально во всех элементах этого чина. Поются воскресные стихиры Октоиха, все пятнадцать паремий посвящены темы воскресения и Царствия Божия, открытого Воскресением. Читается крещальный Апостол, т.к. опыт воскресения и плоды Христовой победы над смертью усваиваются верующими именно в Таинстве Крещения, когда мы “погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни” (Рим. 6:4). Евангельское чтение ранее состояло из двух зачал: крещального, ради крещенных и пасхального, содержащего полный рассказ о Воскресении Христа (Мф. 28:1—20), который можно услышать лишь один раз в году только на этой службе. Как случилось, что древняя пасхальная бденная служба Великой Субботы перестала восприниматься в сознании верующих как именно пасхальная? Ответом этому может быть развитие богослужебной жизни Матери всех Церквей — Иерусалима.
Сдвоенная литургия. В Иерусалиме в IV веке сложился своеобразный обычай: после вечерни Великой Субботы и служении пасхальной Литургии в базилике, епископ с несколькими клириками шли на Гроб Господень и служил там еще одну литургию. Делалось это для того, чтобы почтить служением Евхаристии священное место Гроба Господня. Так сложилась уникальная традиция служения двух уставных обеден в один литургический день, причем первая была собственно пасхальной и считалась главной (G. Bertoniere "Easter Vigil in the Eastern Church"). С течением времени это предание было воспринято всей Восточной Церковью, а вторая служба пополнилась новой гимнографией, в частности прекрасным каноном на Пасху прп. Иоанна Дамаскина. Постепенно вечерня Великой Субботы переместилась на утро Субботы, и главный пасхальный акцент был сделан на Светлой Заутрене и Литургии свт Иоанна Златоуста.
Итак, именно вечерня Великой Субботы в соединении с торжественной литургией свт. Василия является как исторически, так и практически первой пасхальной службой, открывающей христианам радость Воскресшего Христа. Устав Православной Церкви до сих пор предписывает совершать эту службу за два часа до заката и так до сих пор служат в храме Гроба Господня. Обычай освящать пасхальную снедь, в том числе и скоромную, после службы Великой Субботы также свидетельствует о тех временах, когда разговлялись уже в Субботу вечером. Знакомясь с историей развития этих самых прекрасных служб года, мы открываем для себя тайну ряда их богослужебных особенностей, что позволит нам еще полнее и осознаннее участвовать в празднике победы Христа над смертью.