Не люблю закадровый смех.
Во-первых. Не нужно за меня решать, когда и над чем смеяться.
Во-вторых. В подавляющем большинстве ситкомы с закадровым смехом - на редкость тупые и пошлые.
Проблема людей с хорошим живым чувством юмора очень проста - они смеются вовсе не в том месте, где ожидает автор. Не там, где смеется большинство. Они могут предугадать развитие сюжета и засмеяться раньше положенного. Или в очевидно банальных ситуациях не засмеяться вообще.
Людям с ЧЮ закадровый смех не нужен. Они сами - смех.
В Пермском ТЮЗе есть великолепный спектакль "Чонкин" по мотивам Владимира Войновича. Музыкальная фантасмагория, так заявлено действо. И так оно и есть. Вообще-то произведение ни разу не детское. Но понятно, что артистам хочется замахнуться на что-то великое и светлое. Вот они и взяли нетленку, и как смогли адаптировали под ребенка.
Справедливости ради, спектакль отличный, и премий театр с ним нахватал немеренно. Рекомендую.
Зрелище построено по канонам ситкома. Явно обозначены моменты, когда зритель (ребенок, прошу помнить!) должен засмеяться. Но в целом очень многоплановый спектакль с двойными-тройными смыслами, намеками-полунамеками, отсылками и аллюзиями. Интересно и взрослому.
И вот как-то раз мы с братской женой Катериной пришли на сие действо и двумя айсбергами сели среди молодняка, согнанного из окрестных школ.
Поехали.
Дети послушно смеются в условных местах. Громче или тише, но по плану. Артисты играют добротно, но механично, без задоринки. Сюжет развивается.
А Катерина - человек исключительно тонко воспринимающий юмор и сатиру. Умный, думающий и отзывчивый. А еще у нее великолепный задорный громкий смех. Как серебряный колокольчик. За что ее собственно мой брат и полюбил.
И вот, в совершенно неподходящих для того местах, а именно в сценах ставки Гитлера, исполняемых гротескно, Катерина начинает безудержно хохотать на весь зал при полном молчании оного. Я-то тоже улавливаю юмор текста, но вполне удовлетворяюсь фырканьем в кулачок. А Катерина хохочет во все горло.
Одна.
Артисты на сцене начинают пристально вглядываться в зал в поисках хохотунчика. Затем они начинают веселиться от самой абсурдности происходящего. Один зритель ржет (извините) как полоумный. У Гитлера краснеет лицо от сдерживаемого смеха, он начинает глотать слова и отворачиваться от публики. Генералы ставки беззвучно плачут от хохота, уткнувшись носами друг другу в мундиры.
При этом дети потрясенно молчат. Им не смешно. Они не просекают. Я лежу на полу в проходе в слезах и соплях. Мне тоже смешно, но уже не от текста.
Публика понемногу начинает заводиться.
Через десять минут стоит громогласный дикий гогот.
Истерика зала прекратилась только когда Гитлер, с отклеившимися от соплей усами, снял фуражку, закрыл ею пурпурное лицо, и начал глубоко дышать, чтобы успокоиться. Доигрывали спектакль как боги! Станиславский нервно курит в углу!
Да, такой успех "Чонкин" вряд ли видел за весь период своего существования! Аплодировали четверть часа, стоя. Кричали "бис" и "браво".
А Катюше Гитлер подарил букет цветов.
ЧИТАЙТЕ НА КАНАЛЕ:
Разгадана еще одна тайна семьи Тепляковых
Жена без амбиций - прямой путь к нищебродsтву семьи
С самого начала на горизонте аферы маячил неуспех
Что у меня в ленте интересное. Как оно появилось - не знаю
Коммунальные службы, по коням!
О тонкой душевной организации и Дзен Платформе