Найти в Дзене
The.Mighty.Swarrow

Стабильность — признак мастерства!

Оглавление
Или — «Почему качания важны?»

В этой статье мы поговорим об использовании специального оборудования — механических стабилизаторов — на практике. Включая примеры работ!

А план статьи таков:

S40
S40
1) Стоимость и критерии выбора
2) Устройство, принцип работы и настройка стабилизатора (короткая инструкция)
3) Нюансы при использовании
4) Где полезен?

С введением закончили! Мотор!

Стоимость и критерии выбора:

Несмотря на простоту конструкции даже здесь мы имеем определённый разброс по ценам — от 2000 до 15000 т.р. Причина такого разброса — «игра в удобства».

Основную задачу выполняет любой стабилизатор из любого ценового сегмента. Свой S40 я купил с рук за 2500 т.р.

Самые важные аспекты, на которые стоит обращать внимание при покупке с рук:

1) Состояние подшипников

Один на основной стойке, и по две штуки на каждой оси при рукояти

2) Грузоподъёмность

Обычно механические стабилизаторы рассчитаны на работу с камерами до 3.5-4 кг (стоит уточнять).

Устройство, принцип работы и настройка:

Устройство: основная раздвижная стойка; «голова» с площадками, которые двигаются по двум осям; подшипники и система грузов.

Принцип работы основан на двух видах баланса: статическом и динамическом.

Статический отвечает за основное положение камеры, а динамический за поведение камеры при движении.

Так как же настроить баланс? Вспоминаем базовую физику и два самых важных прибора - качели и маятник!

Цель: сбалансировать камеру по осям с помощью системы грузов и подвижных площадок.

На площадках есть «риски». С их помощью гораздо легче ориентироваться при поиске баланса.
На площадках есть «риски». С их помощью гораздо легче ориентироваться при поиске баланса.

Дьявол в мелочах! Поэтому, разберёмся более подробно!

Прежде всего!

Не забываем вставить карточку, аккумулятор и прочую периферию, которая понадобится вам на съёмках! Малейшее изменение веса влияет на баланс — эту константу советую запомнить!

Вся проверка баланса проводится навесу!

«Стаб» на изготовку и вперёд!

1) Настройка статического баланса:

Ставим камеру со всем обвесом на стабилизатор. Если камера сильно опрокидывается, то удлиняем штангу, тем самым увеличивая плечо рычага, но не увлекаемся! Когда крен камеры становится незначительным начинаем двигать площадки. Также понемногу — каждый миллиметр важен!

Лайфхак:
Чтобы меньше настраивать баланс камеры, площадку при установке я сильно выношу влево — таким образом, я компенсирую вес аккумулятора.

Качество настройки определяется простым вращением центральной стойки вокруг своей оси. Если при этом камера не описывает «восьмёрку» - то всё отлично!

2) Настройка динамического баланса:

Нам нужно провести манипуляции со штангой. Для начала, поверните стойку относительно вертикальной оси на 90 градусов (параллельно земле) и отпустите. Время падения груза от положения 90 градусов до 0 должно составлять 2-2.5 секунды.

Тысяча раз, тысяча два — для удобства
Тысяча раз, тысяча два — для удобства

Если груз падает быстрее — укорачиваем стойку (уменьшаем плечо рычага). Делаем это понемногу, чтобы не нарушить статический баланс.

После того, как динамический баланс установлен, проверяем статический ещё раз!

Нюансы при использовании:

Сразу развею самое большое заблуждение при съёмке с механического стабилизатора:

Качание на видео всё равно останется!

Основные причины:

1) Объективы:

Использовал я два объектива: Kit-lens Canon 600D (со стабилизатором) и МИР-1В.

Разумеется, я использовал как автоматический фокус, так и ручной.

Автоматический позволяет держать картинку в фокусе постоянно, но при этом камера всегда выходит из равновесия, так как центр-масс смещается из-за движения объектива при автофокусировке.

Механический же наоборот не имеет возможность менять фокус, без соответствующего обвеса — «фоллоу-фокуса» (соответственно, гораздо меньше планов можно снять за один раз), но надо гораздо меньше контролировать стабилизатор.

-4

Оптический стабилизатор на объективе позволяет достичь почти идеально плавной картинки, а вот система стабилизации на камере уже вызывает сомнения. Скажем так, встроенная система стабилизации может неправильно просчитать видео и картинка «поплывёт».

Заметка:

На Canon 90D имеется режим «следящего фокуса». В целом, для съёмок функция полезная (например, если снимаете стендапы)

Однако, предпочтение я отдам именно «мануальной» оптике — гораздо меньше вероятность того, что дубль будет испорчен.

«Первое трио» снималось в первом и втором акте с использованием автоматики, что очень сильно бросается в глаза. В третьем акте я полностью перешёл на механику и картинка заметно улучшилась!

2) Чувствительность настройки и контроль стабилизатора:

Увы, настроить стабилизатор «идеально» не выйдет, так как основная настройка делается под рукоятку. То есть, если мы меняем сторону хвата — велика вероятность, что стабилизатор просто поведёт при движении (появится свобода относительно новой оси).

Стрелки — направление движения
Стрелки — направление движения

Двигаемся вправо/влево— хват вперёд. Движемся прямо/назад — хват сбоку.

В какой то степени ось подшипников, отвечающая за крен камеры, является ограничителем. То есть, надо заранее продумать схему движения.

Для лучшего контроля стабилизатор надо придерживать! Система очень чувствительна к ветру, резким поворотам (ибо инерцию никто не отменял) и другим случайным факторам.

К слову, я поставил на рукоятку заглушку с велосипеда. Удобно!
К слову, я поставил на рукоятку заглушку с велосипеда. Удобно!

Придерживать стойку нужно чуть ниже основного подшипника, не слишком сильно, чтобы не передавать качания.

Если приноровиться, то можно будет реализовывать даже сложные схемы движения.

3) Скорость и передвижение при съёмке:

Да! Это очень важно, ибо стабилизатор подвержен инерции. Не начинаем резко двигаться, стараемся всегда держать одну скорость или плавно разгоняться.

Если ваша задача снять что-то на большой скорости — разгоняемся заранее (не шутка). Камера со временем приходит в равновесное положение и кадры получаются очень эффектными!

4) Рукоятка

-7

В моём случае камень преткновения — зимняя съёмка. Рукоятка соскочила во время одного из дублей.

Неприятно, однако. Решается проблема легко — смело сажайте на клей! А лучше сделать «кастомную» рукоятку.

В качестве основы выступает труба (он же суппорт) 22 мм.

  • Интересный факт: стандартизированный размер в аппаратуре!

На неё можно спокойно посадить велосипедные «грипсы». Можно ещё сделать своеобразную «гарду», чтобы была дополнительная точка опоры, но это уже на ваше усмотрение.

Где полезен?

Механический стабилизатор позволяет оживить кадр и сделать его динамичным. Характерные покачивания не выглядят чем-то из ряда вон выходящими.

Отмечу, что удобство и качество работы зависит от веса «сет-апа».

На моём примере: Canon 90D с объективом весит около 1 кг, а всё вместе со стабилизатором — около 3 кг. Это относительно много, если мы говорим о долгих съёмках, но оно того стоит!

Тут прослеживается интересная закономерность: чем тяжелее «сетап», тем более плавной получается картинка.

Вырезанная сцена из фильма "Первое трио"
Вырезанная сцена из фильма "Первое трио"

В «Первом трио» мы использовали S40, так как нужно было подчеркнуть динамику и сделать эффект присутствия более явным.

Итоги:

В данной статье мы постарались максимально подробно и просто объяснить вам: «Как работать с механическими системами стабилизации?»

Есть разные виды систем, но принципы их настройки примерно схожи между собой.

-9

Надеемся, что данная статья стала полезной для вас и продвинет вас по части видео-производства!

До скорых встреч!

Редакция: Анастасия Афиногенова

P.S.
В группе Vk есть полная версия статьи! Советуем заглянуть!