30 марта 2022 года исполнилось 110 лет со дня гибели в ледяных просторах Антарктиды покорителя Южного полюса планеты морского офицера из Великобритании Роберта Скотта. Вообще-то их, английских покорителей самой недоступной точки Земли было пятеро: Эдгар Эванс, Лоуренс Отс, Генри Бауэрс, Эдвард Уилсон и сам капитан Скотт. 17 января 1912 года эта отважная пятёрка достигла нижней оконечности планеты, произвела необходимые измерения, засвидетельствовав своё присутствие среди белого безмолвия, а на следующий день двинулась в обратный путь. Труден был путь к полюсу, обратный путь оказался фатально тяжёл. 17 февраля умер самый слабый член команды – Эванс. 15 марта покончил самоубийством Отс. Его тело впоследствии так и не было обнаружено. Через две недели скончались остальные трое – в 200 километрах от базового лагеря экспедиции и всего в 8 километрах от промежуточной базы под названием Склад Одной Тонны.
Смелые англичане, смелые люди. Весь мир отдаёт должное их подвигу.
Но, отдавая должное, мир помнит и кое-что иное, то, что на Западе принято называть «особыми обстоятельствами». «Особых обстоятельств» в этом деле достаточно
Самое главное – англичане прибыли на Южный полюс не первыми. Их более чем на месяц опередил норвежец Амундсен, и водрузил среди ледяной пустыни флаг своей страны. Англичане были глубоко уязвлены. Это чувство не покидает их до сих пор. Именно по этой причине 10 лет назад 100-летие покорения Южного полюса было отмечено предельно скромно. Ну, стрёмно оказалось Великой Британии отдавать пальму первенства какой-то там Норвегии!
Во-вторых, особую окраску в свете сегодняшнего дня придаёт история участия в смелой – подчеркнём это ещё раз! – экспедиции капитана Скотта наших соотечественников – великоросса Дмитрия Гирёва и украинца Антона Омельченко. Первый служил каюром, погонщиком собак, второй был конюхом, отвечал за выносливых маньчжурских лошадей. Дмитрий Гирёв принимал участие в глубоких антарктических проникновениях на собачьих упряжках, а антарктическим летом (оно в Антарктиде противоположно Северному полушарию) того же 1912 года обнаружил тела капитана Скотта и его спутников.
Выходит, 110 лет назад Англия, «по мере возможности», не стремилась разъединять соседние славянские народы, издавна проживавшие в одном российском государстве, а опиралось на их дружбу, используя её в своих практических целях. Всегда бы так!
Но исторически получается, что «англичанка» никак не может обойтись без того, чтобы не «гадить». По итогам антарктической экспедиции оставшиеся в живых участники, в том числе и российские, стали получать пенсию английского правительства. И продолжалось это до 1927 года, до разрыва дипотношений Советской России с Великобританией и знаменитого «нашего ответа Чемберлену». Пенсии Гирёву и Омельченко, естественно, были отменены, а сами они оказались в положении самых первых советских диссидентов. Их судьба из героической превратилась в трагическую.
В связи с антарктической эпопеей следует вспомнить, что предшественником Скотта по маршруту к полюсу был другой британский офицер – Эрнест Шеклтон. Он, обессилев, в 1909 году не смог достичь заветного южного рубежа. Зато в 1918 году смог достигнуть российского Мурманска в составе оккупационных английских войск. Что было делать английскому моряку в российском порту, куда его, с оружием в руках, никто не приглашал? Может быть, им повсюду мерещится Антарктида?
В последнее десятилетие Великобритания приложила и до сих пор прилагает титанические усилия, чтобы устроить Антарктиду в отношениях между Россией и Украиной, и, наряду с другими «наглосаксами», добилась того, что потомки Гирёва и Омельченко уже выступают не в одной связке, как было ранее, а стали смотреть друг на друга через ружейные прицелы.
Англичанка продолжает гадить! Какое дело, хоть малое, хоть великое, ни возьми!