Друзья, хочу поразмышлять на тему так называемой "русской готики", если этот термин вообще применим относительно русской литературы ужасов. Конечно, нечто общее с европейскими готическими произведениями все же есть: загадочные дома, семейные тайны и даже вампиры (но о них чуть позже). И пожалуй, все! В "забугорных" рассказах и повестях саспенс, напряжение развивается постепенно. Автор нагнетает ужас мелкими подробностями. Так, в повести Вальтера Скотта "Комната с гобеленами, или Дама в старинном платье" (я упоминала о ней в предыдущей статье), главный герой лишается чувств только от одного вида злобного призрака.
Наша же "нечисть" действует с настоящим русским размахом! Тут вам и младенцы без рук и ног, скачущие по дому (Владимир Одоевский, "Игоша"), и почтенные бабки-вампирши (Алексей Толстой, "Упырь"), и панночки, встающие из гроба (Николай Гоголь, "Вий").
Мое знакомство с русской мистикой началось с небольшого рассказа Владимира Одоевского "Игоша". Он был опубликован в детской хрестоматии по литературе. Прочла я его лет в десять, и рассказ произвел на меня сильнейшее впечатление. Уж не знаю, чем он привлек меня: может быть, самим сюжетом, где ребенок сталкивается с параллельным, невидимым для взрослых миром духов. Я и сама пишу подростковую прозу в жанре "Мистика. Хоррор", и с уверенностью могу сказать, что именно "Игоша" стал моей путеводной звездой.
Однако, вернемся к рассказу. Повествование ведется от первого лица, благодаря чему складывается ощущение, что все это происходило с автором в реальности. По сюжету, ему является Игоша: маленький человечек без ручек и ножек, внешне напоминающий ребенка. Надо сказать, что "игоша"- персонаж русского фольклора. Так называли духов детей, умерших во младенчестве. Считалось, что такие "игоши" могут шалить, озорничать в доме. По сути, это старинное русское название известного нам "полтергейста"- шумного духа. В рассказе Одоевского Игоша доставил массу неприятностей главному герою, которого наказали за совершенные духом проделки. В конце рассказа он пропадает, и автор рассуждает о самом феномене явления этого существа:
"С тех пор Игоша мне более не являлся. Мало-помалу ученье, служба, житейские происшествия отдалили от меня даже воспоминание о том полусонном состоянии моей младенческой души, где игра воображения так чудно сливалась с действительностью; этот психологический процесс сделался для меня недоступным; те условия, при которых он совершался, уничтожились рассудком; но иногда, в минуту пробуждения, когда душа возвращается из какого-то иного мира, в котором она жила и действовала по законам, нам здесь неизвестным, и еще не успела забыть о них, в эти минуты странное существо, являвшееся мне в младенчестве, возобновляется в моей памяти, и его явление кажется мне понятным и естественным." В. Ф. Одоевский, 1833
Если назвать имя Антония Погорельского, то в памяти всплывает прославившая его сказка "Черная курица, или Подземные жители". Мало кто знает, что Погорельский (а на самом деле Алексей Перовский) еще до этого стал автором сборника "Двойник", состоявшего из четырех новелл. "Двойник, или мои вечера в Малороссии", по сути, предвосхитил гоголевские "Вечера на хуторе близ Диканьки"! Впрочем, на Погорельского в значительной мере оказало влияние творчества Гофмана и в целом готической прозы. Отмечу его повесть "Лафертовская маковница". В центре сюжета юная девушка Маша, являющейся дальней родственницей некоей старухи, зарабатывающей на жизнь продажей маковых лепешек. Конечно же, это только прикрытие: на самом деле старуха была ведьмой и зналась с нечистою силой. Она наколдовала Маше суженого, за которого та должна была выйти замуж и обрести с ним несметные сокровища. Вскоре колдунья умирает, а к Маше начинает свататься некий престранный кавалер - титулярный советник Аристарх Фалалеич Мурлыкин, который и вовсе оказывается старухиным котом- фамильяром! Справка: фамильяр, согласно средневековым верованиям - дух, служивший ведьмам. Он помогал по хозяйству, в различных бытовых вопросах, а также был полезен в колдовском ремесле. Часто принимал образ животного (например, черного кота). Раскрывать сюжет полностью не буду, скажу только, что дальше читателя ждут мистические приключения, любовь и happy end.
Любопытный факт: "Черную курицу" Погорельский написал для любимого племянника Алеши, которого мы знаем как известного русского писателя, графа Алексея Константиновича Толстого.
И - плавно переходим к его выдающейся повести "Упырь", изданной в 1841 году под псевдонимом "Красногорский".
Русская повесть о вампирах - и это задолго до Брэма Стокера! Еще неизвестно, чем тот вдохновлялся, писав о демоническом румынском правителе. По сюжету "Упыря", дворянин Руневский замечает на балу странного молодого человека по фамилии Рыбаренко. После знакомства этот Рыбаренко сообщает, что среди гостей на балу есть вампиры, или, по-русски, упыри. Более того, он знает, как их отличать от обычных людей! А дальше повествование лихо закручивается, и содержит в себе несколько сюжетно-временных линий. Будут тут и вампиры, и семейное проклятие, и спасение прекрасной девицы. Одним словом, романтизм от начала до конца. Любителям упырей читать обязательно! Это вам не "Сумерки" с вялым и вечно ноющим Эдвардом.)))
Русская готическая проза настолько обширная тема, что одной статьей не ограничиться. О других достойных представителях жанра расскажу в следующих частях.
А какие отечественные мистические произведения читали вы? Делитесь комментариями и мнениями.