Найти в Дзене
АТЦ Автомат

Моторные масла: в чем разница и как выбрать?

Оглавление

Через несколько месяцев после приобретения нового или подержанного транспортного средства наступает время очередного ТО (технического обслуживания).

И если с выбором запчастей ситуация несложная (оригинал или реплика), то со смазкой двигателя дело обстоит совсем иначе. В автомагазинах канистры с этим товаром занимают по несколько стеллажей, так еще можно взять на разлив из бочки.

О том, как выбрать именно то масло, которое продлит срок службы вашего автомобиля — в этой статье.

Характеристики моторных масел

Оно выполняет сразу несколько функций:

  • смазывает детали, уменьшая трение;
  • защищает их же от коррозии;
  • активно участвует в теплообмене;
  • очищает поверхности деталей.

И все это при + 105 градусов по Цельсию и скачках давления.

Для успешного выполнения всех этих функций оно должно соответствовать ряду требований:

Вязкость

Выделяют кинетическую и динамическую вязкость. Первый критерий указывает на уровень вязкости при нормальной работе. Второй — на уровень вязкости в зависимости от окружающей среды.

Большинство смазочного материала, который можно встретить в России, маркируется по критериям, предложенным ассоциацией американских инженеров (SAE). Вот как можно расшифровать маркировку.

0W-40
0 — показатель минимальной температуры, при которой жидкость будет «работать». 0 соответствует -35°C.
W — буквенное обозначение того, что оно может использоваться в зимних условиях. Для летнего никакая буква не ставится.
40 — уровень максимальной нагретости окружающей среды, при которой масло справится со своими задачами. 40 соответствует до +45°C.

Приведем таблицы, чтобы было понятней:

-2
-3

Температура застывания

Это значение, при которой жидкость полностью застывает и запуск ДВС не может быть осуществлен. Для летних видов застывание происходит при -15°C, для зимних -40°C и ниже.

Температура вспышки

Это уровень тепла, при которой компоненты и присадки начинают пригорать и даже возгораться. Температура вспышки обычно значительно превышает рабочую. Нормальным считается показатель выше 200°C.

Синтетические и минеральные масла

-4

  1. Синтетические создаются путем химического синтеза компонентов. Для таких жидкостей можно подбирать любые комбинации качеств на момент их создания, с ними лучше соединяются присадки. Обладают широким диапазоном рабочих температур.
  2. Минеральные создают из продуктов нефтепереработки. Их производство дешевле синтетических, но и ключевые свойства заметно ниже.
  3. Полусинтетические - это промежуточный вариант между указанными выше. Не слишком высокая цена и средние показатели.

Можно ли смешивать?

Если вы покупаете масло в стандартной канистре, то сталкивались с ситуацией, когда после замены на дне остается некоторое количество. Через 2-3 года таких остатков набирается несколько литров. А можно ли их смешать и залить в автомобиль?

Каждый производитель старается создать уникальную формулу, используя десятки химических веществ. Поэтому смешивание разных жидкостей может привести к нежелательным химическим реакциям, в том числе изменению кислотности и щелочности. Это, в свою очередь, приведет к образованию коррозии или иных повреждений на деталях.

По этой же причине нельзя смешивать ГСМ одной марки: химический состав может меняться и корректироваться от партии к партии.

А уж о том, чтобы смешивать синтетику с минеральным или полусинтетикой, не может быть и речи.

Оригинал или аналог

Оригинальными называют те, которые предназначены для конкретной марки автомобиля. Они рекомендованы производителем и выпускаются под аналогичным наименованием. Toyota, BMW и другие наименования мировых лидеров автопрома можно встретить на канистрах с ГСМ в магазине автозапчастей.

Автоконцерны не производят его сами, по спецзаказу его изготавливают крупные компании вроде Mobil или Shell.

Как понять, чем можно заменить?

Оригинальные масла стоят дороже аналоговых. А раз разливаются они на одном и том же заводе, то почему бы просто не заменить оригинал на аналог? Но тут есть нюансы.

Примерно 20% от объема канистры это присадки. По заказу автоконцернов подбираются специальную комбинацию присадок. Поэтому найти на 100% аналогичное оригиналу не получится.

Обратите внимание на рекомендации в инструкции по эксплуатации, там указываются критерии, которым должны соответствовать технические жидкости.

Если основные характеристики смазок совпадают, то можно заменять. В конце концов составы оригинальных тоже меняются со временем.

Какие марки не стоит заменять?

С технической точки зрения причин отказаться от использования аналога, полностью отвечающего рекомендациям производителя, нет.

Но есть один случай, когда придется использовать только оригинальную смазку для ДВС. Когда использование именно этого наименования или бренда — условие сохранения гарантийного обслуживания.

До принятия решения о переходе на аналог, нужно выяснить этот момент.

Плюсы и минусы замены

Плюсы: цена ниже.

За несколько лет эксплуатации экономия будет ощутимой. В новых экономических условиях 2022 года многие оригинальные товары перестанут завозиться в Россию или цены на них побьют новые рекорды.

Минусы: неудачный выбор.

Если производить замену наугад, без подбора товара по конкретным критериям, то в долгосрочной перспективе это может уменьшить срок службы ДВС.

Последствия замены

Последствия зависят от ответственности подхода. Если вместо оригинального Lexus заливать «Башнефть», то итог весьма предсказуем: перегрев двигателя и капитальный ремонт.

А если подобрать в соответствии со всеми рекомендациями, то негативных последствий ждать не стоит.

На что обратить внимание при покупке?

  1. Никто не знает двигатель вашего автомобиля, как создавший его концерн, поэтому их рекомендации по подбору ГСМ будут отправной точкой. Тут исключений быть не может.
  2. Срок эксплуатации, пробег. Чем больше машина пробежала, тем более вязкая нужна консистенция.
  3. Климатические условия. Выше мы расписывали как подобрать ГСМ с учетом окружающей среды. Так что для Сочи и Якутска потребуются разные жидкости.
  4. Стиль вождения и обычные условия эксплуатации. Если вы каждый день проезжаете по трассе 200-300 км, то это совсем не та же нагрузка, как когда машина едет 4 км до работы и обратно по пробкам.
  5. Вид топлива. С заводов выпускаются дизельные и бензиновые ДВС. При этом бензиновые часто переводят на газ. Для машины на газу потребуется масло, предназначенное для работы с повышенными температурами. Для дизеля наоборот, ведь температура сгорания дизельного топлива ниже.

Как менять, чтобы ничего не сломалось?

-5

Самый простой способ — проходить вовремя ТО у официального дилера. С учетом их цен, после окончания гарантийного срока в дилерские СТО возвращаются единицы.

Второй способ — соблюдать периодичность ТО, предписанную в инструкции, но проходить ее в сервисах с хорошей репутацией и надежными мастерами.

Если вы сторонник жесткой экономии, то можно заливать и самостоятельно. Периодичность нужно строго соблюдать. Если машина эксплуатируется с повышенными нагрузками (езда по горной местности, буксировка, длительное движение с высокой скоростью и т.д.), то нужно проводить замену еще чаще.

Совет для начинающих водителей, которые решили все делать сами: масляный фильтр меняется вместе с маслом. Всегда. Не знаете когда заливать — читайте инструкцию по эксплуатацию, там указана периодичность замены ГСМ в зависимости от пробега (в среднем каждые 15 000 км).

Список лучших моторных масел

Подбирать конкретное масло нужно в соответствии со всем тем, что написано выше. Поэтому в этом ТОП-5 мы обозначим марки, которые зарекомендовали себя как среди автолюбителей, так и автомехаников, а также их эффективность подтверждена многочисленными независимыми испытаниями.

5. Mobil;

4. Shell Helix;

3. Elf;

2. Motul;

1. Total.

А если хотите узнать, почему места распределились именно таким образом — пишите в комментариях и мы подготовим специальную публикацию об этом.

Требуется заменить масло? Узнайте подробнее на нашем сайте https://akpp31.ru/services/automatic-transmission-oil-change/