Хороший фильм с Бенедиктом Камбербэтчем.

564 прочитали

Размышления о фильме «Дитя во времени» (“The Child in Time”, directed by Julian Farino, 2017)

Душевная драматическая история о потери радости и обретении страданий, о том, что в радости можно найти угрозу, а в страданиях зарождается древо счастья, история о людях, которые однажды отвернулись от жизни и потеряли самое ценное для себя, что спровоцировало их на длительные поиски, но кто-то нашёл смерть, а кто-то новую жизнь.

Размышления о фильме «Дитя во времени» (“The Child in Time”, directed by Julian Farino, 2017) Душевная драматическая история о потери радости и обретении страданий, о том, что в радости можно найти...

Хороший кинофильм, с глубокими мыслями. Сценарий основан на одноимённом романе (издание в 1987 году) английского писателя Иэна Макьюэна (Ian McEwan). Писатель весьма известный, его романы становились объектом для экранизаций. На заре карьеры умел шокировать публику. Начал со скандального романа, давшего жизнь фильму «Цементный сад» (“The Cement Garden”, directed by Andrew Birkin, 1992), но после того, как стал членом Королевского литературного общества, произведения обрели солидный статус. Вот ещё известные экранизации по одноимённым романам: «Искупление» (“Atonement”, directed by Joe Wright, 2007), «Закон о детях» (“The Children Act”, directed by Richard Eyre, 2017).

Можно сказать, что писателя весьма интересует тема детей. Он пишет не для детей, а для взрослых, но - про детей. Вижу, что он рассматривает детей и как радость, и как угрозу - для них самих и для их родителей. Например, в фильме «Искупление», благодаря чудовищной лжи, сказанной одной маленькой девочкой, двое влюблённых познали боль и отчаяние сквозь года. Эти жуткие, опасные существа - ДЕТИ - таят в себе загадку, которая должна быть познана вовремя... или во времени...

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В фильме выдвигается теория о том, что давать образование (учить читать, писать и прочее) детям надо не раньше, чем с 10-11-летнего возраста, давая их мозгу самостоятельно развиться в нечто правильное. Главный герой противостоит этой теории, объясняя, что через способность читать дети быстрее познают мир, начинают чувствовать его, становятся ближе к родителям и ко всему окружающему, по-настоящему познают, что хорошо, что плохо.

Это лишь маленький элемент, но фильм заполнен темами для размышлений. Самая настоящая философская притча с несколькими уровнями понимания. Слоёный пирог. Например, о связанности событий, когда беременная, думающая, что пора бы сделать аборт, вдруг получает некий импульс из внешнего мира, словно видит душу своего ребёнка, желающего родиться, и изменяет своё решение. Или о поиске утраченного, когда взрослый мужчина вдруг осознаёт, что не видел детства, что вся его жизнь была строительством карьеры, что с раннего возраста только и делал, что учился и стремился стать лучше иных. На закате жизни решил стать ребёнком, а потом понял, что это тупик, ибо утраченное не вернёшь, и покинул планету.

История такая:

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Живёт в большом городе писатель Стивен Льюис (фильм снимали в Лондоне и окрестностях), автор книг для детей. Однако можно заметить, что под наивными образами сказок скрыты весьма суровые взрослые мысли. Нынче утратил яркость во взгляде, ничто его не радует. И всё потому, что три года назад пропала его 4-летняя дочь, милая весёлая Кейт, которая мечтала об играх и подарках, чем веселила сердце папы.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Недоглядел... "Она была всего в двух шагах от меня!" - так он печально будет восклицать, объясняя Джулии, жене своей, провал как внимательного отца. Это произошло субботним утром, когда Стивен и Кейт пошли в супермаркет, чтобы купить всё нужное. Сладкое - обязательно. Когда Стивен расплачивался на кассе и складывал товары в пакет, Кейт привлеклась яркими обложками журналов. Всего несколько мгновений. Стивен оглянулся и не нашёл дочку, выбежал на улицу, вернулся, но нигде никаких следов.

Мне этот момент показался странным, потому как подразумевается время действия - нынешние дни. А сейчас все подобные места оснащены камерами слежения, говорят, Лондон занимает первое место по числу видеокамер. Похитить девочку в яркой жёлтой куртке из заполненного свидетелями супермаркета весьма проблематично, чтобы совсем уж без следа.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В итоге - два года велись поиски. Полиция и частный детектив. Стивен и сам каждый день выходил на поиски. Это было ритуалом. Просто шёл по городу, в поисках дочери. И каждый день возвращался один. Под хмурый и депрессивный взгляд жены, которая утратила жажду жить и пребывала в алкоголе около TV. Так продолжалось, пока муж с женой, не перенеся очередной конфликт, решили разойтись. Продали квартиру, жена уехала в коттедж недалеко от деревни Стентон Лоу, а Стивен остался в большом городе.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Финансовые дела у него истощились. Огромные деньги потратил на частного детектива. Бесполезно. Прошёл год с момента расставания с женой, эмоции утихли. Нынче работает в Комитете по образованию детей (Child Education Committee), ибо имеет авторитет, да и знаком с несколькими влиятельными гражданами. В том числе и с Чарльзом Дарком, известным издателем, редактором, ещё и писателем. Чарльз был вхож в высшие правительственные круги и с премьер-министром здоровался каждый день. Двадцать лет славы. Но теперь устал. И решил покинуть большой город, вместе с женой уехать как можно дальше от людей, власти и влияния.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Стивену не понравилось, что Чарльз уезжает, ибо единственный друг, с кем можно поговорить так, что будешь понят. Теперь остался один. Иногда звонила Джулия. Спросить, как дела. Без серьёзного вмешательства. В одном из диалогов решили провести эксперимент и встретиться.

Приехал в деревеньку Стентон Лоу, прогулялся, запачкался, а жена и давай всё стирать. Оставшись без брюк, Стивен вызвал у Джулии сексуальное возбуждение. После секса было немного доверительных бесед. Джулия призналась, что тоже повсюду видит Кейт, ибо страдает. Но не готова сближаться со Стивеном. Пока находит утешение в том, что преподаёт музыку в местной школе, а так же даёт частные уроки игры на фортепьяно.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Весь сюжет строится вокруг Стивена, его поездок по городу, к родителям, к Джулии, к Чарльзу, к разным встречам. Эдакие блуждания, где он больше по привычке всматривается в лица детей, и даже галлюцинирует, видя Кейт то там, то здесь. Однажды дошло до того, что прицепился к одной девочке, внешне похожей, проследовал в школу, и потребовал встречи с девочкой, уверяя директора, что он отец. Тяжёлая сцена, но директор поступил милосердно, не травмировал девочку и как мог уберёг Стивена от серьёзных проблем с законом.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Фильм о потерях и обретениях... Каждый персонаж здесь что-то теряет и находит. Чарльз потерял власть и превратился в ребёнка. Премьер-министр потерял Чарльза, но обрёл мутный закон (написанный Чарльзом) о том, что детей не надо учить читать до 11 лет. Стивен потерял жену и дочь, но обрёл поиски и непрестанные размышления о сути вещей, способность смотреть на события глубже, и начал писать сказки для детей, вкладывая в это особый философский смысл. Джулия потерял мужа, но обрела в его лице ученика музыки. Этот элемент творчества связал мужа и жену, если нет детей, то можно контактировать через игру на фортепьяно. Стивен присылал жене CD с записью того, как он учится играть. Так прошёл ещё почти год... Точнее, девять месяцев.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

И пришло великое обретение... Не напрасно коттедж в окрестностях Стентон Лоу стал точкой, где свершился коитус. Джулия родила сына. Братика, как она сказала. Братика для призрака? Так или иначе, но судьба дала второй шанс, может, в этот раз родители будут не доказывать себе, как они любили пропавшего ребёнка, а действительно любить то, что дано от природы, и не отвернутся от своего ребёнка. В фильме прозвучало, что многие родители забывают о детях, пытаясь построить карьеру. И только кризис напоминает им о том, что упустили.

Друзья! Подписывайтесь на наш канал!

Автор: Азарин Сергей

www.azarin.ru