Найти тему
Известное не многим!

Зачем США решило захватить остров Иводзима, отдав за это 7000 жизней?

Оглавление

19 Февраля 1945 года три дивизии морской пехоты общей численностью около 82 000 человек начали штурм небольшого острова Иводзима. Ожидалось, что бои продлятся всего несколько дней. Вместо этого битва за Иводзиму длилась 35 дней и стоила 6 821 жизней и 19 217 раненых. Каждый третий морской пехотинец, погибший за всю Тихоокеанскую войну, погиб на Иводзиме. Впервые американские потери в бою превысили потери японских защитников, чьи потери на Иво составили около 18 500 человек (хоть и погибших с японской стороны было больше).

Снимок Иводзимы с неба, 1945 год
Снимок Иводзимы с неба, 1945 год

Зачем нужно было захватывать Иводзиму?

В конце сентября 1944 года три высших адмирала ВМС США (Честер Нимиц, Эрнест Кинг и Раймонд Спруанс) встретились в Сан-Франциско, чтобы обсудить следующий этап операций на Центрально-Тихоокеанском театре военных действий. Адмирал Честер Нимиц рекомендовал захватить Окинаву на островах Рюкю. Мало того, что Окинава находилась всего в 350 милях от Кюсю, самого южного из японских островов, на нем имелись необходимые доки и инфраструктура необходимые для нападения на Японию. В качестве прелюдии к его захвату Нимиц также рекомендовал захватить Иводзиму, небольшой вулканический остров примерно в 650 милях к востоку от Окинавы.

Окинава слева, Иводзима справа, Япония сверху
Окинава слева, Иводзима справа, Япония сверху

Важность Окинавы была очевидна, что не скажешь об Иводзиме. В качестве плацдарма для вторжения в Японию остров не имел никакой ценности. Он был слишком мал (площадь 23,2 км²), не имел дока и находился весьма далеко от Японии. Учитывая эти недостатки, адмирал Эрнест Кинг, командующий военно-морскими операциями, назвал оккупацию Иводзимы пустой тратой ресурсов. Но Форрест Шерман, начальник штаба Нимица, ответил, что генерал Генри Арнольд из ВВС США настаивал, на захвате Иводзимы из-за необходимости в авиабазе. С него истребители P-51 могли сопровождать бомбардировщики B-29 в их длительных перелетах с баз на Марианских островах к целям на материковой части Японии. Адмирал Раймонд Спруанс согласился с Нимицем и Шерманом. Поэтому захват Иводзимы был одобрен!

B-29 над горой Фудзи, Япония
B-29 над горой Фудзи, Япония

Американское руководство операции дало пять причин для захвата острова:

  • Сопровождение истребителями бомбардировщиков B-29, атакующих Японию.
  • Нейтрализация японской радиолокационной станции ​​на острове.
  • Получение базы противовоздушной обороны для защиты Марианских островов.
  • Использование аэродромов для размещения B-24 меньшей дальности.
  • Провоцирование Императорского флота Японии на решающее морское сражение.

Однако ни одна из этих причин не оказалась оправданной. Даже когда бушевали бои за Иводзиму, бомбардировщики на Марианских островах перешли от дневных точечных атак к ночным ковровым бомбардировкам, что сделало сопровождение истребителей излишним. Японская радиолокационная станция на острове была отключена, но японские посты прослушивания на других островах, включая роту на Марианских островах (часть островов оставалась под контролем Японии), продолжали обеспечивать раннее предупреждение об американских атаках до конца войны. Потрепанные японские военно-воздушные силы были слишком малы, чтобы нанести серьезные удары по Марианским островам, и никаких серьезных бомбардировок B-24 с Иводзимы так и не было. Вторжение не спровоцировало даже незначительное морское сражение, поскольку японский флот был почти полностью уничтожен во время битвы в заливе Лейте, за четыре месяца до вторжения на Иводзиму.

Битва за берег Иводзимы
Битва за берег Иводзимы

Другая причина захвата Иводзимы и ее критика

Но нужно было найти способ оправдать ужасные потери, и после захвата Иводзимы появилось новая причина вторжения. Утверждалось, что аэродромы острова оказались жизненно важными для аварийных посадок «Суперкрепостей» при стратегической бомбардировке Японии. К концу войны на Иводзиме приземлилось 2251 бомбордировщиков B-29. Поскольку экипаж каждого бомбардировщика состоял из одиннадцати человек, владение Иводзимой, по грубой математике, спасло жизни двадцати пяти тысячам членов экипажа — почти в три раза больше, чем число морских пехотинцев, погибших при захвате острова. Судя по мрачной арифметике войны и признании данного оправдания, операция стоила затраченных средств.

Бомбардировщик B-29 потерпевший аварию на аэродроме Иводзимы.
Бомбардировщик B-29 потерпевший аварию на аэродроме Иводзимы.

Поколения историков приняли это объяснение. Но, как утверждает капитан морской пехоты Роберт С. Баррелл в «Призраках Иводзимы» (2006), это оправдание не выдерживает критики. Во-первых, цифра в 2251 была достигнута за счет того, что каждая посадка B-29 на Иводзиме считалась аварийной, несмотря на то, что из почти двух тысяч посадок, совершенных в мае, июне и июле 1945 года, более 80 процентов приходилось на обычную дозаправку. Несколько сотен посадок было совершено просто в тренировочных целях, а большая часть остальных была связана с дополнительной проверкой работы двигателей бомбардировщиков. В июне 1945 года — ни один из более чем восьмисот B-29, приземлившихся на остров, не сделал это из-за полученных боевых повреждений.

Что, если бы армия США обошла Иводзиму?

Что, если бы Нимиц прислушался к совету Кинга о том, что Иводзима — это глупая затея, не стоящая затраченных усилий? Ранее в ходе войны американские войска обошли японские крепости Рабаул на острове Новая Британия (Папуа - Новая Гвинея) и Трук на Каролинском архипелаге, полностью нейтрализовав каждую за счет ударов с воздуха и морской блокады. То же самое можно было бы сделать и с Иводзимой.

Если бы Иводзиму обошли стороной, Тихоокеанская война закончилась бы в то же время, без каких-либо изменений. Правда, тогда не был бы сделан знаменитый кадр Джо Розенталя с церемонией поднятия флага на горе Сурибати. Но что более существенно, три дивизии морской пехоты, использованные при захвате Иводзимы, должны были быть использованы для вторжения на Окинаву. Но тяжелые потери в битве за Иводзиму не позволили сделать это, и оставили американские силы без элитных дивизий морской пехоты.

А вот и знаменитый кадр Джо Розенталя
А вот и знаменитый кадр Джо Розенталя

Битва за Иводзиму, хоть и была вершиной американской доблести, но по итогу оказалась страшной ошибкой командования.

Подписывайтесь на канал и прокомментируйте, интересны ли вам длинные статьи вроде этой! Или стоит публиковать контент в более сокращенном виде?