Найти тему

Железная дорога и машина времени.

Оглавление

Когда в Москве 3 часа дня, то в Петропавловске-Камчатском полночь.

Кто не мечтал попасть в прошлое или увидеть будущее – тот не был ребенком, а значит такие мечты были у всех. Кто-то мечтает об этом до сих пор.

Поезд XIX века.
Поезд XIX века.

Те, у кого есть родственники, друзья, коллеги в разных регионах России и мира, знают, что перед тем, как пообщаться с ними, необходимо выяснить который сейчас час у собеседника.

С детства знакомая фраза, «если в Москве 3 часа дня, то в Петропавловске-Камчатском полночь», именно о курьезах времени. Прибавим час и получится, что в Москве 4 часа дня, а в Петропавловске-Камчатском уже 1 час ночи, более того, наступил новый день, а значит, позвонив туда, мы пообщаемся с будущим, а камчадалы заглянут в ушедший день.

Как появился этот парадокс?

Благодаря любимым нами железным дорогам.

Немного истории.

До появления железнодорожного транспорта необходимости в точном определении времени не было. Обычно время определяли по солнцу, восходам и закатам, и понятно, что в каждой местности периоды дня и ночи, сроки разнились, так как солнце у нас хоть и одно на всех, но «работает» в разное время и в разном количестве.

Солнечные часы.
Солнечные часы.

Конечно, время умели определять, были известны солнечные часы с их тенью, водяные часы с отсчетом по каплям,

Водяные часы.
Водяные часы.

огненные, когда по длительности горения, например свечи, определяли, сколько времени прошло, всем известные песочные часы.

Огненные часы.
Огненные часы.

Сам часовой механизм был изобретен давно, еще в 1354 году в Страсбургском соборе были установлены башенные часы в привычном нам виде со стрелками и циферблатом.

Но всегда ориентиром было Солнце. В каждом городе и населенном пункте было «свое» время.

В начале 19 века появились железные дороги, перемещение стало быстрее, увеличилась скорость, и теперь даже малейшее расхождение в час могло стать критическим. Каждый город, населенный пункт ориентировался на «свое» Солнце, и расписание тоже составлялось в соответствии со своим временем, из-за этого люди часто опаздывали на поезда, более того, все чаще случались аварии, так как составов становилось все больше, а график все плотнее.

Нужно было как-то решать эту проблему. Представьте себе ситуацию, новое время, новые условия, новые скорости и вызовы, и нужно придумать такой инструмент, чтобы людям он был понятен и прост в использовании. Всем людям в мире!

Гениальный прорыв.

Решение оказалось по-настоящему уникальным и прорывным, при этом простым в понимании и реализации. Нашел его канадский инженер-связист Сэнфорд Флеминг. Идея состояла в том, чтобы поделить наш Земной шар на часовые пояса. Разделение прошло по долготе с шагом в 15 градусов, каждый шаг равнялся одному часу в сторону увеличения или уменьшения.

Первые железные дороги появились в Великобритании, и как первопроходец, эта страна первая ввела у себя отсчет времени с использованием часовых поясов. Нулевой линией был признан Гринвичский меридиан. Далее систему внедряли у себя США и Канада, страны Европы.

А как было в России?

В царской России, видя зарубежный опыт, внедрили единую систему определения времени. По всей стране применялось в расписании единое Петербургское время. Это среднее время по Солнцу на меридиане вокзала в Царском селе в Санкт-Петербурге и Пулковской обсерватории. Принцип часовых поясов в России приняли уже после революции в 1919 году. Границы часовых поясов установили не по меридианам, а по рекам и железным дорогам. Взглянув на карту, можно увидеть эту закономерность и сейчас, даже несмотря на то, что границы часовых поясов все время меняются, так как меняется скорость нашей жизни и скорость транспорта.

-5

До 2018 года все время во всех расписаниях железных дорог России указывалось Московское, даже во Владивостоке и Калининграде, но все меняется, и, вот, сейчас уже обозначается, как московское время, так и местное. Делается это в том, числе и для удобства пассажиров. Замысловатый круг делает история, не правда ли?

Расписание движения поездов на вокзале в Новосибирске.
Расписание движения поездов на вокзале в Новосибирске.

График движения поездов – это один из тех столпов, на которых стоит железная дорога, потому что статистически именно железнодорожный транспорт является самым точным по срокам перевозок, что сильно выделяет его среди других видов транспорта. Возможным это стало благодаря идее о часовых поясах в далеком 19 веке.

Вот так железнодорожный транспорт подарил нам удивительный инструмент работы со временем, попутно обогатив мечтателей и фантастов еще одним способом, вдохновляющим на выдумки о путешествиях во времени. А уж сколько шуток и комедий построено на этом, не перечесть, кстати, поделитесь в комментариями своими историями про часовые пояса.