Результаты исследования Strategy Partners показали, что к настоящему времени только 10 крупнейших российских мясо-молочных компаний интегрировали технологии в бизнес-процессы. При этом треть опрошенных уверены, что в следующие десять лет животноводство будет динамично развиваться именно под влиянием технологий.
Цифровизация затрагивает сегодня не только крупные компании, но и средний бизнес. В ближайшие 3–5 лет изменения дойдут и до отдельных ферм.
Итогом цифровой трансформации станет цельный механизм, который запускает и контролирует все этапы, начиная от исследования данных о животном на этапе зачатия и заканчивая его забоем в конце жизни гуманным способом.
Тренды цифровой трансформации мясо-молочной отрасли
Тренд 1. «Цифра» для повышения качества стада
Предполагается, что генетический профиль животного будет полностью оцифрован, и еще на этапе рождения скот будут верифицировать, определять, под какие схемы питания и производства подпадает каждая голова. При традиционном методе оценки продуктивности по предкам допускается до 60–70% ошибок. Благодаря геномной селекции фактор неопределенности сводится к нулю.
Тренд 2. Цифровизация систем питания
Фабрики по производству комбикормов будут «привязываться» к генетике животного. Животных будут разделять на кластеры и под каждый из них подбирать индивидуальные программы кормления. С помощью датчиков информация о состоянии животного будет поступать в информационную систему предприятия для контроля и управления стадом.
В ближайшие 3–5 лет решения по цифровизации систем питания будут распространены сначала на партнерские фермы, а затем выйдут на открытый рынок, прогнозирует Strategy Partners.
Тренд 3. Автоматизация доения
Автоматизация доильного зала — один из ключевых инструментов, которые позволяют управлять себестоимостью, а именно снижать ее для молочных ферм.
Те, кто научатся связывать генетику, кормление и фактические показатели конверсии удоев с производительностью животного, будут выигрывать у конкурентов и укрупняться, а остальные рано или поздно присоединятся к компаниям-лидерам.
Тренд 4. Цифровая кооперация
Один из ключевых факторов в распространении лучших практик и интеграции небольших ферм в крупные хозяйства — это платформы по обслуживанию ферм и кооперации в части поставок генетических материалов, кормов, обслуживания, сбыта и ветеринарии. В России этот фактор пока недооценен, но в мировой практике такие платформы уже активно используются.
«Малые фермы будут интегрироваться не просто на уровне контрактной базы, а в онлайн-режиме смогут сообщать своему контрагенту данные о производимой продукции определенных стандартов качества и выдавать типовой продукт. Это один из вариантов масштабирования в отрасли», — отмечают эксперты Strategy Partners.
Подробнее в материале Сбер ПРО| Медиа