Дорогие друзья!
В продолжении серии статей о Востоке мы затронем один из видов буддийской визуальной культуры, — Бхавачакру.
О том, что таит в себе этот тип изображений, читайте в нашей новой статье!
Буддизм, будучи довольно распространенным духовным учением, тем не менее, весьма сложен для понимания в отдельных своих аспектах. Для лучшего восприятия основных особенностей буддизма можно ознакомиться с такими источниками, как буддийские сутры, или же обратиться к литературе на данную тему. Ещё один интересный вариант - это обращение к визуальной культуре буддизма, благодаря которой можно более наглядно осмыслить его ключевые идеи. Одной из наиболее известных форм проявления буддийской визуальной культуры является бхавачакра - концепт, о котором мы бы хотели рассказать вам в этой небольшой статье.
Бхавачакра, или Колесо бытия, представляет собой состоящий из нескольких звеньев круг, воплощающий в себе сансару - одно из центральных понятий в буддизме, которое означает круговорот жизни и смерти, выход из которого ведет к нирване - достижению свободы от страданий.
В самом маленьком первом звене круга изображены трое животных: свинья, змея и петух, которые как бы бегут по кругу друг за другом, приводя в движение все «колесо бытия». Животные воплощают в себе невежество (моха), гнев (рага) и страсть (двеша) — три базовых аффекта (клеша), которые лежат в основе сансарического существования.
Следующее звено круга разделено на пять секторов, соответствующих пяти мирам рождений живых существ: людей, претов (голодных духов), адских существ, асуров (низшие божества, демоны) и богов.
Последний, узкий круг, образующий обод колеса, разделен на двенадцать сегментов, соответствующих двенадцати ниданам (звеньям) цепи причинно-зависимого происхождения. Каждой нидане соответствует символическое изображение. Например, неведение символизируется образом человека, в глаз которого попала стрела, импульсы — санскары — фигурой гончара, лепящего горшки на своем гончарном круге, сознание — обезьяной, прыгающей с ветки на ветку (сознание неустойчиво и склонно перескакивать с одного объекта на другой), имя и форма — двумя людьми, плывущими в одной лодке и т. д.
Все это «колесо бытия» держит в своих лапах бог смерти Яма, символизирующий страдание как главное свойство сансарического бытия. Вне колеса в верхнем углу картины, может изображаться Будда (или монах), указывающий перстом на сияющий круг около него — символ нирваны, состояния, свободного от перерождений и страданий.
*Танка - изображение в визуальной культуре Тибета, преимущественно религиозного характера, икона
Статья написана на основе лекции: Торчинов Е.А. Основы буддийского учения // Введение в буддологию: курс лекций. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское философское общество, 2000. C.19-44.
#восток #азия #буддизм #бхавачакра #юго-восточная азия #культура #буддология
Материал подготовила: Маша Ерёменко
Сообщество автора в ВК
Редакторы статьи: Александр Сабанцев
Обложка: Ангелина Климова
Иллюстрации: The British Museum, Magisteria