Найти тему

Внутри учебника истории

В Челябинском государственном университете состоялся круглый стол «Патриотизм VS национализм: уроки истории и вызовы современности», где профессиональные историки и политологи поделились взглядами на ситуацию на Украине.

Евгений Жоров – проректор по молодёжной и социальной политике ЮУрГГПУ, историк, кандидат исторических наук, на круглом столе познакомил с методикой взаимодействия со студентами и инициативами, с которыми к подведомственным вузам выходит Министерство просвещения РФ.

Евгений Жоров
Евгений Жоров

«Общение со студенческой молодёжью в период испытаний – это всегда ответственное дело, – начал своё выступление Евгений Жоров. – Сегодня информационную повестку на уровне государственной политики для всех вузов страны поручено определять Министерству просвещения. Самое важное здесь – противодействие распространению недостоверной информации».

Спикер отметил, что уже существует несколько методических разработок на уровне школ и вузов (занятия, лекции, презентации), посвящённых проблеме определения фейковой информации.

«Нам важно попытаться учить ориентироваться в информации, причём делать это нужно не раздачей правильных трактовок, а вести эту работу через противопоставление, выявляя логические ошибки, очевидные нестыковки между уже известными фактами и теми, которые подаются заинтересованной в поддержании нестабильного информационного поля стороной, – сказал Евгений Анатольевич. – Вторая задача – чисто историческая. Попытаться рассказать о том, как сложилась нынешняя ситуация, что привело к такому положению дел. Как в истории складывались отношения между современными Российской Федерацией и Украиной.

Третья задача – это проблема разоблачения нацизма. Здесь мы должны вскрыть исторические корни крайне националистических идеологий и показать на исторических примерах, как это неоднократно приводило к нежелательным последствиям».

Уроки истории

Доктор исторических наук, профессор кафедры политических наук и международных отношений Андрей Пасс предоставил слушателям информацию социально-исторического и геополитического характера, которая способна активизировать самостоятельное критическое мышление.

​​ Андрей Пасс
​​ Андрей Пасс

«Причиной начала спецоперации армии России на территории Украины послужили попытки государственного переворота в Белоруссии и Казахстане. В конце марта 2022 года, по данным разведки Минобороны России, готовился масштабный штурм Луганской и Донецкой Республик, – рассказал Андрей Аркадьевич. – Россию пытались нейтрализовать, чтобы она не смогла вмешаться и защитить своих граждан – в этих республиках сотни тысяч жителей имеют российские паспорта. Это не какая-то особая мера, которую наша страна применяла, чтобы как-то разрядить ситуацию и заявить о своих интересах по защите граждан. Аналогичную политику уже проводили Венгрия, Румыния и Польша. За последние два года они выдали западным украинцам 500 тысяч паспортов. Сейчас мы понимаем, что попытки превентивно нейтрализовать Россию в грядущем конфликте окончились неудачей и сделали возможными денацификацию и демилитаризацию Украины сначала как цель, а теперь и как метод военного принуждения нынешнего правительства Украинской Республики к тому, чтобы этот очаг напряжённости в Восточной Европе ликвидировать».

Профессор Пасс обратил внимание слушателей, что Украина наряду с другими странами Восточной Европы выступала полем геополитического противостояния ведущих игроков и в Первой, и во Второй мировых войнах.

«В начале своей педагогической карьеры я вёл лекцию о соотношении политических военных сил на Украине в 1918-1919 годах, – вспоминает Андрей Аркадьевич. – Пальцев руки не хватит, чтобы перечислить всех акторов: и поддерживаемая Антантой Белая гвардия, и большевики, и ориентированный на Германию Гетман, и экспедиционные корпуса румын, французов, англичан, и батька Махно вкупе с называемыми «зелёными», которые были сами за себя, и самый ярый украинский националист Петлюра. Последний посадил семена, которые взросли в неонацистские батальоны. Американцы, как всегда, надеются отсидеться за океаном. Сейчас, думаю, им это не удастся. Начавшаяся спецоперация не отменяет того факта, что современный мир очень сильно взаимозависим. Иллюзия безопасности, безнаказанности до сих пор определяет американский менталитет, в том числе и внешнеполитические решения. Мы же прекрасно понимаем, что если позволить себе сегодня дать слабину, то процесс может принять необратимый и неконтролируемый характер. Решение Путина о начале спецоперации – очень тяжёлое. Однако последующие события и обнародованные разведданные показывают, что в этом случае альтернативы, наверное, не было».

В своём выступлении профессор обращается к наиболее известной книге американского политолога Збигнева Бжезинского, написанной им в 1997 году, где автор размышляет о геополитическом могуществе США и стратегиях.

«Бжезинский в своей книге «Великая шахматная доска» говорил, что без Украины Россия никогда не сможет восстановить свой геополитический потенциал и вновь стать великой державой. Этот императив являлся ведущим соображением для американской политики и коллективного запада в целом почти 30 лет. Поскольку единое евразийское пространство американцам колонизировать непросто (не колониальная оккупационная администрация, а более тонкие механизмы, чтобы навязывать свою волю и эксплуатировать ту или иную территорию, страну), то взята на вооружение стратегия дробления единого материкового монолита на этносуверенитеты. В первую очередь целями становятся те народы, которые способны на суперэтнический синтез. Посмотрите, что сделали с Югославией, СССР. Теперь то же самое стремятся сделать с Россией. Евразия – кладезь ресурсов. Этим определяется её значение, также здесь сосредоточен огромный ядерный потенциал. Когда был мощный социалистический блок: страны Варшавского договора, СССР, американцы предлагали в качестве инструмента мягкую силу (культурное превосходство, собственный пример страны «всеобщего благосостояния»). Потом была умная сила Обамы (мягкая сила плюс политика сдерживания), основанная на военном присутствии Штатов в ключевых точках планеты. Теперь мы столкнулись с так называемой realpolitik, когда авторитет страны определяется её военным потенциалом».

Валерий Фальков
Валерий Фальков

Валерий Фальков, министр науки и высшего образования Российской Федерации: «Важность истории как науки и учебной дисциплины всегда состояла в том, что именно она формирует отношение общества к своему прошлому, осуществляет преемственность поколений, формирует сознание личности и нравственные ценности. Историческое образование играет важнейшую роль в сохранении и укреплении культурно-духовной идентичности российского народа и государства, защищая его от попыток фальсификации исторических фактов и событий. В этой связи необходима целенаправленная деятельность органов власти, институтов гражданского общества, учёных-историков и преподавателей гуманитарных дисциплин по формированию в обществе исторической культуры».​​​

О понятиях

Эксперты круглого стола помогли слушателям разобраться, чем патриотизм отличается от национализма.

Круглый стол «Патриотизм VS национализм: уроки истории и вызовы современности» в ЧелГУ
Круглый стол «Патриотизм VS национализм: уроки истории и вызовы современности» в ЧелГУ

Классический подход: патриотизм – когда любят своё, национализм – когда ненавидят чужое. Националисты любят выдавать себя за патриотов, эта политическая риторика позволяет выигрывать выборы, набирать очки, проводить мобилизационные кампании и т. д.

Национализм – это понятие, существующее в двух смыслах: во-первых, это психология, некое чувство или установка в голове человека, представление о своём как о хорошем и о чужом как о плохом. В этом смысле национализм как явление существует во всех странах – универсальное закономерное состояние психики человека. Однако национализм – это не только психологическая категория, но ещё и политика, определённая программа действий, которая используется, чтобы завоёвывать власть, удерживать её и влиять на распределение ресурсов, структуру экономики.

Участники круглого стола согласились с тезисом, что межнациональные связи Украины и России не разорваны на века, как некоторые пытаются представить. Ведь русские и украинцы – родственные народы. Они имеют историю отношений (дружеских или родственных) и оценивают друг друга не только по национальному критерию. Русские знают украинцев не из голливудских фильмов или выпусков новостей, а любят конкретных людей за то, какие они люди, что умеют и знают. В определённых условиях то или иное государство начинает использовать национализм как чувство и инструмент политики. Проблема не в том, какой народ в большей или меньшей степени склонен к национализму, а в том, как государство, то есть политики, реагирует на этот национализм: блокирует его, препятствует, маргинализирует, как это делается в норме, либо присваивает националистам звания героев, называет в их честь улицы и делает национализм нормой.

Есть ещё понятие «нацизм», когда во имя своей нации человек не просто дискриминирует других людей, а готов их убивать. Гитлеру «мешали» евреи, Бандере – евреи и поляки. В этом случае вырабатывается политический курс, который называется нацизмом. Это крайняя степень национализма, которая доходит до человеконенавистничества и идеи истребления тех, кто не соответствует представлениям о своих. Президент РФ в своих обращениях говорит, что смысл спецоперации на Украине – денацификация, потому что сейчас там у власти находится режим, который максимально толерантен к националистической идеологии.

Собравшиеся поговорили и о главной отличительной черте патриотизма. Он не требует образа врага, патриот делает лучше то место, где живёт. Даже убирая снег у себя на даче, человек уже может считать себя патриотом. Президент России, говоря о денацификации Украины как о цели спецоперации, имеет в виду совершенно конкретные вещи. На языке политологии в 2014 году произошёл государственный переворот, украинская пропаганда говорит – евромайдан. Этот переворот привёл к тому, что на выборы на Украине пошли люди, которые свои симпатии и свои националистические взгляды даже не скрывали. На первых этапах своего президентства Владимир Зеленский заявлял о том, что будет с этим бороться и будет мешать националистам и нацистам. Сейчас очевидно, что благие намерения остались всего лишь декларацией. Да, при Зеленском меньше откровенных нацистов в парламенте, но они всё равно присутствуют. Ритуалы, факельные шествия, памятники и иные мероприятия, направленные на проявление солидарности с идеями украинского национализма, не исчезли. Бандера до сих пор остаётся героем Украины.