Найти тему

Чем некоммерческая музыка отличается от коммерческой?

Расскажу про запись песни "Для тебя" и постараюсь ответить на заявленный вопрос. Конечно, по моему мнению)
Я знаю, что не помню как я пишу песни. Чаще всего. Но хорошо помню, как над ними работаю. Особенно последние годы, когда пишу песни не для своего исполнения, а для женского вокала. "Для тебя" - песня "из раньшего времени", как говаривал Михаил Самуэлевич. Работал я над ней год. А потом мы года четыре ее записывали.

Анатолий Воробьев.
Анатолий Воробьев.

Вот теперь о некоммерческом подходе к музыке.

Нам всегда говорили, что песни у вас очень разные. И, возможно поэтому, нельзя определить точно стилистику вашей группы. И, возможно поэтому,
сложно втиснуть вашу музыку в формат. И, возможно поэтому, ее нельзя продать широкой аудитории.
Почему? Зададимся таким вопросом.
Некоммерческий подход к творчеству. Мы делаем музыку - какую хотим. Точнее, ту музыку, которая получается. Не значит, что мы совсем не чувствуем никаких рамок. Нет. Рамки есть, они на уровне собственных предпочтений, и собственных определений плохого и хорошего. А так как музыки вокруг очень много, и много музыки, которая нравится, которую мы любим, красок и вариантов для творчества великое множество. Вот и песни разные. И делаем мы их долго, стараясь реализовать свои творческие амбиции внутри одного произведения. Мы мыслим песней, а не альбомом, или целой программой.

В итоге получаются песни, как бы сказать, слишком кучерявые для коммерческого использования. Много музыкальных тем. Практически всегда присутствует модуляция. В "Для тебя" их кажется четыре, кстати. Несколько солирующих инструментов. Сложная цикличность, или вообще неповторяющиеся части.

На студии Treesare. Сергей Сильвачёв, Дмитрий Мухин, Анатолий Воробьев, Алексей Кириченко, Владимир Глушко, Андрей Смирнов.
На студии Treesare. Сергей Сильвачёв, Дмитрий Мухин, Анатолий Воробьев, Алексей Кириченко, Владимир Глушко, Андрей Смирнов.

"Для тебя" начали писать на студии в Раменском, как и все песни альбома. На четвертом этаже ДК "Орбита". Кажется, это было в 2014 году. Там была чудесная атмосфера, под студию были переделаны комнаты, где раньше стоял киноаппарат, было окошечко в зал, через которое иногда доносились звуки репетиций танцевальных коллективов. Мы там и репетировали, и записывали песни. Я выбрал три песни, которые собирался спеть в этом альбоме сам, и на этом закончить свое вокальное творчество, и до сих пор считаю это правильным решением.

Владимир Глушко
Владимир Глушко

Теперь о коммерческой музыке!

В коммерческом подходе основным будет общая концепция, общий саунд группы. И на этот стержень нанизываются песни, альбомы, музыкальный, визуальный и все остальные стили. А что не соответствует этой концепции... Отбрасывается, откладывается, и потом погибает полностью, или реализуется как сольное творчество участников коллектива. Конечно, это не единственное отличие коммерческой музыки, не буду сейчас углубляться.

Дмитрий Мухин и Алексей Кириченко
Дмитрий Мухин и Алексей Кириченко

Заканчивали запись альбома 2018 года мы уже в Студии Ильи Денисенко. Илья участвует в жизни нашего коллектива практически с самого начала. Когда мы начали играть концерты в 1994 году, он уже был состоявшимся музыкантом, имел опыт записи музыки. Помогал нам всем чем мог, и советом, и инструментами... И позже, когда он начал профессиональную деятельность по звукозаписи, наш коллектив стал одним из первых, кого он записал. Теперь его студия бала так же в комнатах, где раньше стоял киноаппарат, окошечко в зал и все такое, только в Москве.
В песне "Для тебя" были перезаписаны барабаны - партию сыграл Валерий Черноок. С ним группа сотрудничала с начала двухтысячных годов. Он писал барабаны для нас много раз. Клавишную партию записал Константин Дусенко.

Ensoniq TS-10 на студии Ильи Денисенко
Ensoniq TS-10 на студии Ильи Денисенко

После издании этой песни, она уже ни разу не звучала на концертах, как и было задумано. С тех пор мы во многом изменились. Стремимся притормозить свои творческие амбиции, больше думаем о зрителе, а точнее, пытаемся приблизится к общей температуре по больнице. Это значит короче, меньше, громче, проще и тп. Но иногда срываемся и пишем что-то привычное и родное, вот сейчас, например, работаем над песней, где даже вступление со словами, шесть основных тем - три в миноре, три в мажоре. Но надо же как-то отдыхать) Мы же все-таки некоммерческий коллектив. Нет у нас продюсера, который бы подгонял, говорил, что так, что не так. Нам можно.