Для современного человека вполне естественно взглянуть на часы, чтобы не опоздать, или на календарь, чтобы осознать приближение значимого события. Наши способы измерения времени давно стали привычными и представляются абсолютной истиной.
Но не зря так волнуют нас древние календари. Друиды и майя, шумеры и китайцы (как и многие другие народы) измеряли время по-своему. И кажется порой: начни мы жить в соответствии с другим календарем, и жизнь изменится, наполнится событиями интересными и мистическими. А ведь история русских календарей не менее увлекательна, а местами даже запутана.
ВЕЧНЫЙ КРУГОВОРОТ
В древней Руси счет времени вели по четырем сезонам. Началом года была весна. Каждый год природа рождалась заново, расцветала летом, давала плоды осенью и умирала зимой, чтобы вновь возродиться. В 988 г. Русь приняла христианство и юлианское летосчисление, но с отклонением.
В основу летосчисления на Руси был положен пришедший к нам через Византию Юлианский календарь с римскими наименованиями месяцев и семидневной неделей. Вместе с календарем с продолжительностью года в 365,25 суток вошла в употребление и византийская мировая эра, в которой сотворение мира относилось к 5508 году до н. э.
Однако полностью счёт времени, употреблявшийся в Византии, на Руси принят не был. В Царьграде год начинался 1 сентября. Древнеславянское же начало года по-прежнему приходилось на весну - на 1 марта. Оно и сохранилось в наших летописях на многие века.
К X веку Западная Европа практически полностью перешла на летосчисление от Рождества Христова. И когда приближалось 1000-летие новой эры, многие летописцы прекратили свои записи, жители бежали в леса и пещеры в ожидании Страшного суда и кончины мира. Как-то все это нам знакомо, не правда ли?
На Руси же конца света массово ждали в 1492 году от Рождества Христова, который был и 7000-м годом от сотворения мира. Заканчивалась седьмая тысяча лет, в скорой гибели мира были уверены практически все. Историк XVIII века Н.М. Карамзин в своей «Истории Государства Российского» отмечал по этому поводу: «Истекала седьмая тысяча лет от сотворения мира по греческим хронографам: суеверие с концом её ждало конца миру». Но миновал и этот со страхом и трепетом ожидавшийся год. И сразу же в сентябре 1492 года (то есть 7001 года от сотворения мира) Московский церковный собор утвердил решение о перенесении начала года с 1 марта на 1 сентября, как и подобало греко-православным.
ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
Еще более двухсот лет россияне жили и пользовались такой системой счёта. Лишь на исходе первой трети 7208 года от сотворения мира был подписан и опубликован именной указ царя и великого князя Петра I Алексеевича «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира».
Петровским указом предписывалось отмечать приход Нового года с особой торжественностью: «Царствующий град Москва должен быть надлежащим образом приукрашен от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых и оснащен огненными потехами и припасами из дров или хворосту или соломы…». В канун Нового года Петр I сам зажег на Красной площади первую ракету, дав тем сигнал к открытию праздника.
Юлианский календарь сам по себе был Петром I на Руси сохранён, а это означало, что сохранилось и запаздывание календарных дат, в то время - на 10 дней. 19 декабря 7208 года от сотворения мира, когда был издан реформационный указ, в Европе соответствовало 29 декабря 1699 года от Рождества Христова по Григорианскому календарю.
В НОГУ С ЕВРОПОЙ
В 1830 году Петербургская академия наук выступила с предложением о введении в России нового стиля. Но только в 1899 году при Русском астрономическом обществе была создана комиссия из представителей многих научных учреждений, ведомств и министерств, предложившая ввести в России даже не Григорианский, а более точный календарь, основанный на проекте профессора И.Г. Медлера. И все-таки реформа не состоялась, сказалось мощное противодействие Святейшего Синода Русской Православной церкви.
Окончательно проблема календарной реформы в России поддалась решению лишь после революции. Вопрос был поставлен уже на одном из первых заседаний Совета народных комиссаров. Декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря» принят 24 января (6 февраля) 1918 года и подписан В. И. Лениным.
Поскольку к тому моменту разница между старым и новым стилями составляла уже 13 дней, то декретом предписывалось после 31 января 1918 года считать не 1, а 14 февраля и т. д. А для связи времён предлагалось до 1 июля 1918 года после числа каждого дня по новому стилю в скобках проставлять и число по старому.
Русская Православная церковь осталась при ветхом календаре. Кроме Русской, Юлианского календаря в мире придерживаются ещё лишь только Иерусалимская и Сербская Православные церкви, а также небольшие группы так называемых старостильников, отколовшихся, в частности, от Элладской Православной церкви.
ЖЕЛТЫЙ ДЕНЬ КАЛЕНДАРЯ
«Новый стиль» григорианского календаря для нас давно уже не нов. Но жестоко ошибется тот, кто станет утверждать, что с 1918 года наша страна не меняла подходов к летосчислению.
1 октября 1929 года на территории Советского Союза был введен революционный календарь с пятидневной неделей. В календарном году предусматривалось 360 дней и, соответственно, 72 пятидневки. Каждый из 12 месяцев состоял ровно из 30 дней, в том числе февраль. Остальные 5 или 6 дней (в високосном году) были объявлены «безмесячными каникулами» и не входили ни в один месяц и ни в одну неделю, зато имели собственные имена: День Ленина, следовавший за 22 января; Дни труда (два), следовавшие за 30 апреля; Индустриальные дни (два), следовавшие за 7 ноября; в високосные годы добавочный день следовал за 30 февраля. Дни недели (их было пять) делились на пять групп, названных по цветам (жёлтый, розовый, красный, фиолетовый, зелёный), и каждая группа имела свой собственный выходной день в неделю.
Пятидневка приживалась с исключительным трудом – фактически это было постоянным насилием также и над привычным биологическим ритмом жизни людей. Поэтому большевики решили слегка отступить. С 1931 г. число дней в месяце было возвращено в прежний вид. Но эти уступки не меняли главной цели календарной реформы: искоренение воскресенья. И ритм жизни они также не могли нормализовать. Поэтому с первыми признаками реабилитации русского патриотизма накануне войны Сталин решил также прекратить и борьбу с традиционной структурой исчисления времени. Возврат к 7-дневной неделе произошел 26 июня 1940 г. в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». Однако рабочая неделя в СССР начиналась с воскресенья, лишь в более поздние годы – с понедельника.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ?
Ожидать ли нам в ближайшие годы очередного «конца света», связанного со сменой привычного календаря? Вполне возможно. Известно, что за всю историю человечества не существовало ни одного абсолютно точного календаря: все дают какую-нибудь погрешность. Проходит, например, лет двадцать, и природные явления начинают отставать от отведенных им в календаре чисел: дни солнцестояния и равноденствия наступают все раньше и раньше (или позже).
Причина такого разнобоя проста: год состоит не из целого, а из дробного числа суток. Например, Земля совершает оборот вокруг Солнца за 365 дней 5 часов 48 минут 45 секунд. Но никому не кажется странным, что конец и начало месяца и года, все-таки должны совпадать с концом и началом суток. Поэтому любой календарь - это некоторая условность. Современный Григорианский календарь дает погрешность длиной в сутки за 3280 лет. Может быть, с начала времен у нас уже накопился один лишний денек? Хорошо бы он был выходным.
Автор Елена ОБАЕВА.
Подготовлено с использованием открытых интернет-источников.
Опубликовано в газете "Знамя" 27 декабря 2013.