Найти тему
Валентина Степанова

Культура как функциональная организация народа. В.В. Степанова.

Современный мир, освоенный и обжитый человечеством, вновь бросает ему вызов. Силы, созданные самим человеком, оказываются много мощнее человеческих. Перед современным обществом стоит проблема научиться рационально управлять этими силами, направив их на созидание, а не на разрушение.

При понимании и сохранении базовых ценностей культуры человечество должно найти новые средства, способы, технологии, обеспечивающие развитие цивилизации. Прошлые способы организации общества уже не в состоянии обеспечить дальнейшее его процветание. Возникает актуальная потребность общества в преобразованиях культуры как среды для полноценного человеческого развития и в развитии самого человека как её носителя. Всё это невозможно без изменения системы образования как её составной части.

В обыденном сознании понятие «культура» обычно ассоциируется с произведениями литературы и искусства, с театрами, музеями и выставочными залами, то есть всем тем, что находится в ведении министерства культуры. Таким образом, термином «культура» обозначают формы и продукты интеллектуальной и художественной деятельности. В то же время в повседневной жизни «культура» понимается как наличие идеального состояния, образца, к которому мы стремимся и с которым мы сравниваем оцениваемые явления. С этих же позиций даётся оценка и поведению людей как воспитанных или нет. Под первыми подразумеваются люди, овладевшие культурными нормами общества (т.е. культурные), под вторыми – те, кто ещё не владеет ими.

Ценности культуры создаются самим обществом путём обобщения эффективных и неэффективных способов обеспечения выживания народа и закрепления их в культурной традиции. А затем ценности культуры начинают довлеть над обществом и сами определяют его развитие. Над человеком начинает господствовать то, что создано им самим. Примеров множество… Одним из них является машинное производство. Человек, создавший машину для облегчения своего труда, со временем оказался вынужденным приспосабливаться к машинному ритму, став, по сути, её придатком. С развитием машинного производства человек постепенно стал утрачивать собственную субъектность, непосредственный смысл собственной деятельности.

Таким образом, понимая и принимая многомерность феномена культуры как второй природы, созданной человечеством, которая представлена средой обитания, благоприятной для выживания человеческого вида, мы принимаем всё многообразие определений культуры как элементы описания сложнейшей экосистемы. И предлагаем посмотреть на культуру как фактор образующий, объединяющий, организующий народ в живой организм, способ существования которого невозможен без непрекращающегося обмена с внешней средой, что влечёт за собой постоянное преобразование как внешней, так и внутренней среды обитания человеческого вида.

Каждый народ объединён культурой. Закономерно возникают вопросы:

· Что является связующей людей силой, которая определяет нашу национальную идентичность?

· Почему, живя в одном государстве, на одной территории, работая на одном производстве, в одном рабочем коллективе, мы определяем себя как русского, татарина, абхазца или еврея?

· Что объединяет людей в многонациональном государстве?

· Чем отличаются народы друг от друга?

Размышляя над этими вопросами, мы должны осознавать, что человек – существо потребностное: вне удовлетворяющих условий внешней среды он существовать не может. Но и самостоятельно обеспечить безопасные условия для сохранения собственной жизни не в состоянии. Именно этим определяется его потребность в общении и взаимодействии с окружающими его людьми. Только в сообществе себе подобных мы становимся могущественными, соединяя и направляя усилия сообщества на создание условий для жизнеобеспечения и дальнейшего развития общества. Силы, которые определяют взаимоотношения людей внутри сообщества, способы, обеспечивающие создание условий для его жизнедеятельности, созданная ими среда обитания, – всё это культура. Необходимо увидеть её более широко – как функциональную систему высокого порядка, включающую не только самое себя, но и окружающее пространство как необходимые условия для её существования.

Общество не только ощущает свои потребности, но и ищет предметы, которыми эти потребности могут быть удовлетворены. Находя способы их удовлетворения, общество становится мотивационно направленным на созидание во имя сохранения самого себя. Человечество в процессе жизнедеятельности меняет как мир природы, так и саму культуру. Человек – существо адаптивное, живя в условиях определённой культуры, он соответствует её определениям. Изменение культуры приводит к изменению функциональной организации систем человеческого организма, что преобразует человечество и мир, в котором оно живёт.

Культура похожа на живой организм, где каждый человек является её носителем и подобен живой клетке, встроенной в целостный организм. Если это так, то человек является самоценным элементом культуры.

Объединённый в сообщества, каждый человек включён в реализацию одной из множества функций жизнеобеспечения культуры, направленной на сохранение её целостности. Любая живая система – от клетки до сложнейшего организма – выстроена как открытая диссипативная функциональная структура, которая характеризуется принципами саморазвития и саморегуляции.

Целью всякой живой системы является сохранение самой себя и обеспечение своего выживания в обозримом будущем.

Это требует от культуры развития эффективных механизмов внутрисистемной организации жизни общества и её ресурсного обеспечения: систем, поддерживающих постоянный обмен с природной средой – что происходит посредством человеческой деятельности (производство и технологии) – и безопасных условий её существования.

Внутренние системы организма (культуры) должны работать в синергии, во взаимопомощи, взаимозависимости, позитивном взаимовлиянии, что позволяет системе быть энергосберегающей. Если внутри группы (системы) нет больших противоречий, есть взаимопонимание и взаимодоверие, то система не тратит силы на преодоление внутренних разногласий и способна к порождению нового внешнего продукта. Это относится к любой живой системе, будь то человеческий организм, семья, трудовой коллектив или сообщество масштаба целого народа. В момент направленности всех подсистем организма (культуры) на решение жизненно важной задачи возникает сложение функциональных сил, которые при энергопотреблении на обычном уровне способны породить флуктуации, пиковые выбросы энергии.

Внутри культурного сообщества возникают группы выживания, которые вырабатывают способы адаптации к новым условиям. Разные группы добиваются совершенно разных успехов на пути выживания. Одни угасают, а другие на своём пути развития созидают целые новые направления в науке, технологии, культурном строительстве. Почему так происходит? Чем так сильно отличаются группы друг от друга? Внутри групп вырабатываются ценностные ориентиры – они различны по своей направленности и цели. Если группа распадается, то у большинства её участников утрачен безусловный рефлекс объединения, что приводит к хаотизации и потере единой мотивационной направленности. Дегенеративные силы направлены на распад общества, коллектива, группы, их ценностные установки ограничены интересами собственного тела. Всё окружающее рассматривается как личный ресурс, не имеющий никакой ценности, кроме потребительской. Ценности, направленные на общественное созидание и процветание, есть признак пассионарности, стремления к целостности группы, народа. Выход из любого кризиса связан с решением внутренних проблем системы, то есть с координацией множества подсистем и элементов культуры.

Слаженная интеграция множества функциональных систем и организаций культуры обеспечивает её устойчивость при постоянном самодвижении и саморазвитии. Это становится возможным при взаимном уважении людей друг к другу, доверии, общей мотивационной направленности, близких ценностных установках, что создаёт у народа ощущение целостности и единства. Чем меньше противоречий внутри системы, тем она более эффективна при решении внешних задач.

Повторимся, культура как открытая система требует постоянного взаимодействия с внешней средой, то есть обладает системой потребностей, удовлетворение которых обеспечивает её нормальную жизнедеятельность. Всякое отклонение от уровня, определяющего нормальное существование функциональной системы, является средством мобилизации всех составляющих её компонентов и запускает возвратное движение системы к оптимальному уровню.

Культура как живая функциональная система обладает свойствами саморегуляции, выстроенной по принципу доминанты.

Культура как функциональная организация направлена на сохранение целостности и благополучия народа. В ней отражён опыт многих поколений: способы благополучного выживания в реальных условиях обитания рода и неуспешные способы бытия. Опыт передаётся через верования, ритуалы, обряды, пословицы, поговорки, песни, сказания. Устное народное творчество фиксирует ценностные установки жизнедеятельности, в нём табуируются и опасные для выживания рода действия. Всё это постепенно приобретает очертания обычаев, нравственных установок, привычек, усвоенных человеком как членом общества, становясь верованиями, законами, знаниями.

Человечество в своём развитии прошло через череду сменяющих друг друга локальных культур. В этом отражена его история.

Культура в человеческом обществе становится доминирующим фактором развития отдельного человека, влияя не только на его способы жизнедеятельности, но и на его системную биологическую организацию. Информационные и социальные отношения приобретают для человека ведущее значение как в плане системной организации его поведения, так и в состоянии его здоровья. Каждый член сообщества становится носителем культурных традиций, которые выражены в ритмах жизнедеятельности, танцах, языке, общих представлениях о мироустройстве, законах общества.

Культура проявляется в человеке как социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань жизни. Культура жива, пока живы её носители, и она исчезает с уходом последнего. Проблемой человеческой ценности в своё время задавался Дарвин: следует ли поддерживать жизнь «слабых умом и телом» в наших цивилизованных обществах? (гл. V). Как будто бы тысячи «слабых телом» поэтов, учёных, изобретателей и реформаторов, а также так называемых «слабоумных энтузиастов», не были самым сильным орудием человечества в его борьбе за жизнь, — борьбе умственными и нравственными средствами, значение которых сам Дарвин так прекрасно выставил в этих же главах своей книги.

«Те общества», писал он, «которые содержат наибольшее количество сочувствующих друг другу членов, будут наиболее процветать и оставлять по себе наибольшее количество потомства». (Второе, английское издание, стр. 163). Результатом развития идей гуманизма, основывающихся на исключительной ценности человеческой личности, её уникальности, праве на достойную жизнь, каким бы ни было её физическое состояние, стало развитие образовательной системы «Росток».