текст и фото: Денис Полунин
Немецкий курцхаар, или немецкий короткошерстный пойнтер, как его еще называют, кто это? Начнем с того, что это одна из пород легавых собак, относящаяся к VII группе по классификации Международной Кинологической Федерации (FCI). В этой группе представлены такие породы, как английский пойнтер, английский, ирландский и шотландский сеттеры, дратхаар, итальянский бракк и другие.
Племенная книга
C1897 года публикуется «Племенная книга немецкого курцхаара» в качестве фундаментальной основы структуры и развития породы. Принц Альбрехт Солмс-Браунфельд собрал воедино характеристики породы, правила ее судейства и, наконец, основы правил рабочих испытаний охотничьих пород собак. Стандарт породы менялся несколько раз, указывая на то, что ее прогресс не останавливался. На данный момент официально опубликован стандарт породы немецкий курцхаар № 119 от 25.10.2000.
Почему?
Собираясь приобрести легавую собаку, я выбирал между несколькими породами: английским сеттером, ирландским сеттером, английским пойнтером и немецким курцхааром. Мой личный выбор породы был обусловлен тремя факторами: экстерьер, охотничий функционал и темперамент. От вида собаки, охоты и общения с ней в быту я хочу и должен получать удовольствие, ведь охота с легавой — это что-то сокровенное, интимное, что ли…
Очень элегантный внешне, курцхаар достаточно спокойный внутри, что позволяет без проблем содержать его в семье. Он достаточно общителен, но не навязчив, легко понимает настроение окружающих и, конечно, прекрасный компаньон. Одновременно с этим не стоит забывать, что это в первую очередь охотничья собака, требующая к себе внимания в вопросах дрессировки и натаски. Бесспорно, курцхаар — очень легко обучаемая собака, схватывающая все на лету и не создающая никаких проблем в воспитании, но этим воспитанием все же необходимо заниматься.
Взвесив все за и против, я остановил свой выбор на немецком курцхааре. Почему?
Я планировал охотиться как на полевую и луговую дичь, так и на водоплавающую, время от времени постреливая зайчика, лисичку, косулю и другую некрупную дичь. То есть мне нужна была собака, отлично работающая и по полю, и на воде, и по птице, и по зверю, разыскивающая подранков и подающая битую дичь, и при всем этом почти незаметная в быту. Короче говоря, мне нужна была собака, с которой я могу пойти на охоту, практически на любую.
Где взять?
Приобретение собаки — шаг достаточно ответственный, к которому надо подходить осознанно. Из свой практики (а через мой питомник прошло более 50 щенков) могу сказать, что спонтанное решение — завести собаку — ни к чему хорошему не приводит. В лучшем случае щенков возвращали мне обратно, худшие — описывать не стану. Мое твердое убеждение, что собак, а тем более щенков, надо приобретать в питомниках, причем не просто приехать и купить, а предварительно встретиться и пообщаться с владельцем, узнать о собаках, принадлежащих питомнику, о принципах племенной работы, ведущейся в питомнике, и только после этого принимать решение.
Сейчас существует несколько питомников в России, которые ведут планомерную племенную работу и получают отличные результаты, так что на данный момент есть из чего выбирать и у нас. Поиску и выбору собаки стоит уделить немалое время, предварительно составив для себя некое подобие технического задания, поняв, для чего именно вам нужна собака, и затем обратиться в правильное место. Результат, с большой вероятностью, вас порадует, а может быть, и удивит!
К сожалению, в то время, когда я решил обзавестись помощником, на территории России еще не было такого количества хороших собак, отвечающих моим пожеланиям, и пришлось совершить неблизкое, но весьма полезное путешествие. Чтобы купить хорошую охотничью собаку, я отправился, как ни странно, в Италию. На тот момент чемпионом мира по рабочим качествам стал итальянский кобель, и я решил, что именно его потомка я должен себе привезти.
Очень элегантный внешне, курцхаар достаточно спокойный внутри, что позволяет без проблем содержать его в семье. Он достаточно общителен, но не навязчив, легко понимает настроение окружающих и, конечно, прекрасный компаньон. Одновременно с этим не стоит забывать, что это, прежде всего, охотничья собака, требующая к себе внимания в вопросах дрессировки и натаски
Охота
Сейчас попробую рассказать на конкретных примерах, почему я остановил свой выбор на этой прекрасной элегантной породе. В чем особенность охоты с ней.
Не стану описывать здесь процесс дрессировки и натаски, так как на эту тему достаточно исписано бумаги, но поделюсь своим мнением. Натаской первой собаки должен заниматься профессионал, который имеет отличную репутацию: именно не просто хороший, не просто нормальный, а отличный, зарекомендовавший себя результатами. Таких специалистов, как и хороших питомников, совсем немного. Прежде чем отдавать свою собаку в натаску, оговорите с натасчиком, что приедете к нему в конце натаски как минимум на неделю, чтобы вместе поработать с собакой. Поверьте, это будет неоценимый опыт и для вас, и для собаки.
Эмоции — ради них мы живем
Охота с курцхааром, как, в принципе, любая охота с хорошо поставленной легавой собакой, — это одновременно и умиротворяющее, и экспрессивное действие. С одной стороны, умиротворение от неспешной ходьбы, любования окружающей природой, наслаждения происходящим, созерцания работы собаки, которая планомерно обыскивает угодья хорошим, ровным челноком на быстром галопе, подняв голову, ловя тончайшие запахи. С другой — экспрессия, адреналин, который бешено выплескивается в кровь, когда видишь эту же собаку, замершую на стойке, когда вскидываешь ружье в предвкушении выстрела, когда стреляешь, четко видя птицу, взлетевшую от тебя в нескольких шагах. И снова вздох облегчения, когда пес подает тебе в руки чисто битую дичь. Эмоции — вот ради чего мы живем, что мы копим всю свою жизнь, что останется с нами навсегда.
Охота в Ростовской области
Хочу вспомнить одну из охот, на которую мы отправились в Ростовскую область, — пожалуй, мое любимое место осенней охоты. Ежегодно, в конце октября — начале ноября, мы выезжаем в Ростовскую область на охоту на куропатку, фазана, вальдшнепа, водоплавающую дичь и зайца. И всегда возвращаемся с огромным багажом эмоций и трофеев. Так было и в этот раз.
Выехав с базы ранним утром, мы взяли направление на юг, так как не успели обследовать этот участок накануне днем. Я взял всех своих собак, тогда у меня их было четыре: Бася, Франц, Гранда и Уля. Трое из них — уже подготовленные охотники, а одна, Уля, молодая, начинающая, которую я планировал натаскать в эту охоту. Как правило, я занимался с ней до начала основной охоты, чтобы в процессе не было соблазна простить ей мелкие ошибки и недочеты, на которые во время охоты с опытными собаками обычно закрываю глаза. Итак, позанимавшись с ней некоторое время, сажаю ее в бокс, который всегда использую для перевозки собак в целях безопасности. Отъезжаем немного от места занятий, переваливаем через бугор, и нам открывается огромный пруд, с которого мгновенно, в одну секунду, поднимается несметное количество уток. Тысяча, если не больше, птиц поднимаются одним махом вверх и, сделав круг над нашими головами, преспокойно улетают. Все происходит столь внезапно, что мы, открыв рты от удивления, только проводили их взглядом…
На утку
Выдохнули, пришли в себя. Надеясь, что несколько штук могли остаться в зарослях, обрамляющих пруд, я, взяв с собой только Франца, решил пройти по берегу водоема. Надо сказать, что все мои собаки, как истинные курцхаары, прекрасно работают на воде и в поиске, и в подаче: я уделял достаточно много внимания этой дисциплине и занимался с каждой собакой отдельно. Не спеша пройдя несколько десятков метров, насладившись прекрасным видом зеркала воды, обрамленного камышом, пускаю Франца в поиск. Буквально через несколько секунд мой курцхаар делает резкий разворот, начинает тянуть в сторону пруда и встает, упираясь носом в камыш. Командую: «Пиль!» Вскинув ружье, жду подъема. Ждать долго не пришлось. Буквально через несколько мгновений поднимается жирнющий селезень. Адреналин! Выстрел! Хлопок о воду! Бит чисто. Команда: «Апорт»! Селезень в руках. Нирвана. Отличное начало!
В поисках фазанов
Как говорится, от добра добра не ищут. Погода и время позволяют, ветер встречный. Оставляем машину, выпускаем Басю и Франца. Получалась чисто английская охота. Франц ищет дичь, а Бася, в силу возраста и своего темперамента, идет со мной рядом. Мы с ней отлично поохотились в свое время, и теперь она была у меня просто подруга, но от этой подруги не мог уйти ни один подранок, ни один трофей не пропадал — она находила всех, в каких бы местах они ни прятались. Продолжим. Из вышеупомянутого пруда тонкой струйкой течет ручеек, вдоль которого растет нечто, похожее на осоку. Уже ударили морозцы, и вся трава поникла, образовав над землей покрывало из своих стеблей и листьев. Идти по этому покрывалу достаточно трудно — ноги заплетаются, как в сетке, но под этим самым покрывалом бурлит жизнь. Все изрезано фазаньими тропами, как будто аллеи в густом саду. Мы медленно, никуда не спеша, перемещаемся вдоль тонкой ниточки ручья. Собаки прихватывают запах, но тут же поправляются и снова уходят в поиск. Понятно. Фазан бежит. Слева от ручья посадка — деревья и кустарник, справа — скошенное поле кукурузы, по берегам — осока. Условия идеальные. На улице +10…+12, ветер 3–4 м/с, солнечно. Красота! Тем более, помня, какое было начало дня, мы пребываем в восхитительно расслабленном состоянии. Собаки делают свое дело, мы — свое, а вместе мы делаем одно — охотимся.
Охота с курцхааром — это, с одной стороны, умиротворение от неспешной ходьбы, любования окружающей природой, наслаждения происходящим, созерцания работы собаки, которая планомерно обыскивает угодья хорошим, ровным челноком на быстром галопе. С другой — экспрессия, адреналин, который бешено выплескивается в кровь, когда видишь эту же собаку, замеревшую на стойке
Заяц-русак
Вдруг сходу Франц становится в стойку в чистое поле. Немного поодаль замирает, секундируя, Бася… Адреналинчик начинает стучаться в виски. Спокойно… Спокойно… Аккуратно подхожу к стоящему, как статуя, Францу, всматриваюсь в хаотично валяющиеся и еще торчащие после уборки стебли кукурузы в надежде увидеть то, на что стойкой указывает мой курцхаар, упершийся носом в знакомый запах дичи… Вдруг, не дойдя до застывшей в предвкушении добычи собаки метров пять-семь, вижу, как в 10 метрах от носа моего пса внезапно поле взрывается облаком пыли. Из него пулей вылетает русак и опрометью несется от нас, оставляя за собой пыльный след, как автомобиль, мчащийся по степной дороге. Вскидываюсь! Выстрел, второй… «Обзадил». Пушистый скрылся от нас в ложбинке и больше не появился в поле нашего зрения. Бася обследует место лежки и порывается пойти по следу, но я отсвистываю ее. Это не наша добыча, не за этим мы приехали и не станем тратить такой прекрасный день, гоняясь за случайно поднятым зайцем. Нас ждут фазаны! Достаю термос с душистым, вкусным чаем, предусмотрительно заваренным утром на базе из набранного накануне дикого шиповника, выпиваю кружку, и мы идем дальше. Франц с укоризной и надеждой смотрит на меня, но делать нечего — надо идти.
Есть фазан!
Снова разворачиваемся на ветер и продолжаем поиск. Надо сказать, что тот ручеек, вдоль которого мы идем, пересекает дорога, а за ней начинается небольшой лес. Листвы на деревьях уже не осталось, и этот лес стоит перед нами черной стеной. Мы понимаем, что дорога — естественное препятствие, через которое фазан, если мы его туда выдавим, будем вынужден перелетать, так как бежать по открытой дороге он вряд ли захочет.
Наступает время Гранды и Франца. Пара коричневых, быстро перемещающихся собак отлично выделяется на фоне рыжей пожухлой травы, но для надежности я надеваю на них яркие оранжевые жилетки, которые выглядят очень контрастно на коричневых курцхаарах и позволяют намного проще следить за их перемещением во время охоты.
До дороги остается метров восемьсот, и собаки немного сбрасывают ход, больше и чаще начинают разбираться в запахах. Это говорит о том, что мы на правильном пути!
Идем не спеша, наблюдая за работой собак. Видеть работу хорошо поставленной легавой собаки — неописуемое удовольствие! Широкий поиск, легкий галоп, ровные параллели челнока, стойка, подводка, подача… Одним словом, восхищение!
Вдруг метрах в пятидесяти справа от меня, высоко задрав голову, встает Гранда. Франц становится за ней метрах в трех. Бастинда проходит немного и замирает метрах в двадцать от этой парочки. Вот она, госпожа Удача! Вот он — тот миг, ради чего я выхожу на охоту с моими собаками!
Подхожу к стоящей первой Гранде, командую: «Пиль»! Собака срывается с места и выбивает из-под ближайшей кучки травы фазана. С недовольным квохтаньем свечкой взмывает в небо петух. Выстрел. Попал! Команда: «Апорт»! Не проходит и десяти секунд, как уже первый вожделенный трофей в руках! Коричневый с ярким переливом молодой петушок добыт первым выстрелом. Отличный день!
Особенности охоты на фазана
Здесь сделаю небольшое отступление. Фазан — птица, предпочитающая пешее передвижение во время кормежки. И охота на него с молодой собакой может сильно испортить последнюю, так как он очень плохо «держит стойку», то есть не дает собаке зафиксировать стойку, постоянно перемещаясь и разрывая дистанцию, вследствие чего собака вынуждена постоянно двигаться вслед за ним, чтобы не потерять птицу с чутья.
Фазанья тусовка
Перед нами еще с полкилометра, а половина нормы уже добыта. Настроение — самое что ни на есть восторженное. Собаки — в поиске, мы — на адреналине. Все как нельзя лучше! Проходим еще метров двести, снова Гранда встает в стойку, снова Франц становится немного поодаль, но в другую сторону, как будто его уже не интересует, чем занята Гранда, а Бася опять стоит сзади. Подхожу к Гранде. Команда: «Пиль»! Снова курцхаар срывается с места, вновь из пучка травы взмывает петух, снова выстрел, другой — и птица падает. И тут случается невообразимое! Вокруг меня начинают подниматься с десяток петухов и кур. Одна за другой, как будто залп «катюши». Справа, слева, снова справа, снова слева… Я опешил. Собаки сходят с ума! Такого я никогда не встречал! Оказывается, в том месте, куда мы пришли, ручей делает изгиб, и собравшимся там фазанам просто некуда было деваться, кроме как спасаться, улетая. Впечатление, конечно, еще то… Слегка переведя дух, подобрав трофей, который на этот раз оказался матерым петухом с длинными шипами на лапах, мы разворачиваемся в сторону машины. Отличная охота, однако, у нас получилась этим днем.
Лучшая порода для России
Естественно, были и еще дни, были и еще охоты. Дупель, куропатка и перепел — в Подмосковье; перепел — в Рязанской области; косуля — в Орловской; вальдшнеп и тетерев — в Костромской, да и много других. Но больше всего я люблю охотиться осенью на юге России, где можно встретить абсолютно все: и полевую, и боровую, и водоплавающую дичь, и зайчика, и косулю, и кабана…
Именно разносторонность немецкого курцхаара, его умение работать до и после выстрела, способность работать в разных условиях по различной дичи и определили мой выбор.
Особенность охоты с курцхааром заключается в том, что эта собака может легко переключаться как при изменении условий охоты (переходя с воды на поле или луг), так и объектов охоты, легко перестраиваясь с птицы на зверя и назад. Считаю, что эта порода — одна из лучших для условий охоты в России.