Найти тему

Истинный пост и “постное” чревоугодие

Оглавление

Хитрыми путями сегодня дьявол улавливает в свои сети человечество. Одних он культом еды в рекламе, соцсетях и кино склоняет в объядению и пристращает к изысканным блюдам. Других привлекает разными модными системами питания, как веганство и сыроедение, или схемами голодания, чтобы большую часть времени человек думал, как правильно угодить чреву, якобы для оздоровления организма. Конечно, речь не о диетах, назначаемых врачами для больных.

Безусловно, живя в миру, христианин повсюду подвергается искушениям, в том числе и изощренным. К примеру, веганство соответствует типичному постному рациону. Благодаря его популярности сегодня прилавки магазинов и меню ресторанов полны разнообразных изысканных яств с идеально постным составом. Правда цены на такие продукты как правило в два раза выше, чем на скоромное. Но многие прилежные христиане со смирением и тайной радостью в постное время переходят на “веганский” рацион, который богат на растительное молоко, соевую колбасу, тофу, постные пирожные и конфеты. И пусть эта еда не всегда так вкусна, как скоромная, но все равно утешающая. Так, формально соблюдать пост стало гораздо легче, но постимся ли мы теперь по-настоящему? Данной статьей хотим напомнить о том, для чего нам телесный пост и какие бывают формы греха чревоугодия.

-2

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Качество поста определяется его плодами

О посте святыми отцами написано множество духовных трудов. Свт. Феофан Затворник пишет, что “пост — не есть досыта, а немножко голодною себя оставлять, чтоб ни мысль, ни сердце не были отягчены”. Свт. Иоанн Златоуст поддерживает эту мысль словами:

“Молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствий”. Однако он также напоминает: “Не одни уста должны поститься — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело”, “честь поста составляет не воздержание от пищи, но удаление от грехов; кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его”.

Таким образом, воздержание телом хоть и не главная суть поста, но именно оно помогает человеку внимательнее молиться, успешнее бороться с другими грехами и вследствие этого возрастать духовно.

Плоды поста – это плоды Духа Святого, добродетели, которые человек не может сам в себе воспитать. Тайна духовной жизни в том, что человек только лишь своими усилиями, без Божией помощи не может приобрести в своей душе любовь, милосердие, молитву, покаяние. И пост – это особый период соработничества человека и Бога. Человек смиряется, берет на себя какой-то подвиг воздержания, трудится, работает над собой, приносит Господу покаяние и просит даровать терпение, любовь к ближнему. А милостивый Господь, видя усердие и труды Своего чада, в ответ непременно награждает его плодами Святого Духа. Таким образом, при совестливом воздержании от чрезмерной пищи и через это от других страстей христианин с каждым постом все больше богатеет в Бога.

Грех чревоугодия

“Как смирение выше других добродетелей, так чревоугодие гнуснее всех страстей”, – писал авва Исайя (Скитский). Чревоугодие – это особая пристрастность к еде, победа тела над духом. Чревоугодники нарушают вторую заповедь, так как по слову апостола Павла делают чрево своим богом и кумиром. Чревоугодие стоит на третьем месте в списке смертных грехов после гордости и блуда. И, как две другие страсти, дьявол всячески стремится культивировать, обелить и сделать нормой чревоугодие в разные его формах. Сегодня в обществе уже сформировался стиль жизни, когда сходить поесть в ресторан или кафе – обычное времяпрепровождение, причем как правило выбирается место, где еда повкуснее. Пристрастие к утонченной пище формируется уже с детства. Пост же либо высмеивается, либо извращается его смысл. Вместо него появляются системы питания, основанные на различных воздержаниях и ограничениях в пище, которые в противоположность духовным целям поста призывают к особому угождению плоти. В то же время некоторые неверующие врачи без рассуждения и должного изучения аскетической традиции Восточной христианской церкви порой вообще запрещают больным поститься.

Однако всякий христианин должен знать, что как грех чревоугодия погубил райскую жизнь Адама и Евы и развратил жителей Содома и Гоморры, так и сегодня он является плодородной почвой для возрастания в душе множества других прегрешений. Поэтому в христианской аскетике при вступлении в борьбу со всеми страстями обучение воздержанию начинается с обуздания чрева. И многодневный пост – наиболее благоприятное время для этого.

Формы и тонкие грани греха чревоугодия

В Священном Писании чревоугодие обозначено как один из наиболее вредоносных плотских грехов, как для души и тела самого человека, так и по отношению ближнему. Эта страсть может проявляться в нескольких формах, различных по степени тяжести и явности для человека.

  1. Многоядение и объядение – проявляется, когда человек ест после сытости, иногда через силу. В еде всегда нужна мера, в постной – тоже. Но для каждого мера своя. Мирянин не может поститься как монах, а больной человек – как здоровый. Какие-то отцы советуют вставать из-за стола еще голодным. Прп. Силуан Афонский же дает такой простой совет: “Кушать надо столько, чтобы после вкушения хотелось молиться, чтобы дух всегда горел и ненасытно стремился к Богу день и ночь”. При этом известно, что сам святой был физически очень сильным, и его телу для подкрепления необходимо было много еды. В молодости до монашества он мог спокойно съесть яичницу из полусотни яиц после обильного мясного обеда. Св. Иосиф Исихаст говорил, что каждый разумеет меру по состоянию тела своего. Когда вы приступите с рассуждением к этому вопросу, совесть подскажет вам вашу меру.
  2. Гурманство – влечение к особым пищевым изыскам. Развитию страсти гортанобесия прекрасно способствует поварское искусство, которое стремиться разрабатывать все новые рецепты изысканных блюд. Веганские колбасы, сыры, молоко и конфеты тоже в этой категории. Сюда же можно отнести пристрастие к определенным продуктам: сладостям, напиткам, печеному. Против этого греха святые отцы советуют думать не о том, чтобы всякая еда была вкусной, но до­воль­ство­вать­ся са­мой скром­ной пи­щей, помня, что она нужна лишь для продления жизни. Некоторые святые для борьбы с этой страстью нарочно смешивали всю еду в одной тарелке, а прп. Паисий Святогорец на протяжении 18 лет ел одну лишь капусту, чтобы начать испытывать к пище отвращение. Но это монашеская мера.
  3. Принятие пищи раньше положенного времени. Как пишет Иоанн Лествичник: “Чре­во­уго­дие есть прит­ворс­тво чре­ва, по­тому что оно и бу­дучи на­сыще­но, во­пи­ет: «ма­ло!», бу­дучи на­пол­не­но и рас­се­да­ясь от из­ли­шес­тва, взы­ва­ет: «ал­чу!»”. Принятие пищи в определенное время обуздывает чрево. И для организма точный режим полезен. А всякие преждевременные перекусы рискуют быстро перерасти в непрестанное жевание какой-нибудь пищи без меры.
  4. Тайноядение – употребление пищи тайком из жадности и нежелания делиться с ближним или стыда за свое невоздержание. В монашестве – тайное вкушение пищи, запрещенное по уставу или в неположенное время.

Святые отцы Церкви, чтобы не согрешить, старались никогда не есть в одиночестве и всякую еду разделять с ближним.

Важные правила принятия пищи

Первое правило – молитва. Без молитвы и Божьего благословения пища не идет человеку на пользу, но лишь разжигает страсть чрева. Прп. Серафим Вырицкий говорил, что перед трапезой нужно особенно усердно молиться и предлагал следующее правило:

Прежде всего призвать благословение Отца Небесного, молитвой «Отче наш». Затем спеть Божией Матери «Богородице Дево, радуйся» и тропарь Ангельским Силам («Небесных воинств Архистратизи»). После этого исполнить тропарь свт. Николаю, призывая вместе с ним благословение всех святых на нашу трапезу. Также он настоятельно рекомендовал освящать трапезу крещенской водой.

Второе важное правило – вкушать не только с благодарением Богу, но и со смирением. Если мы переедаем когда-то, – во время праздников, путешествий или просто по лености, неразумию – значит, этот грех нам присущ. И не нужно себя оправдывать причинами, но с сокрушением сказать: “Я совершил этот грех по немощи, прости меня, Господи, каюсь”. И когда человек со смирением и благодарением потребляет то, что Бог ему послал, эта пища идет ему во спасение.

Много сказано было уже об истинном посте и о тонких моментах греха чревоугодия. Завершить хотелось бы простыми мудрыми словами двух известных святых:

“Всегда сытое тело обычно показывает всегда голодную душу. Кто постится, тот душу угощает. Чем более человек постится, тем более … увеличивает радость своей души” (свт. Николай Сербский)
“Аще убо хощеши, христианине, чтоб тебе пост полезен был, то, постяся телесно, постися и душевно, и постися всегда” (Святитель Тихон Задонский).

Поста приятного!

-3

КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ