Гай Марий (157-86 гг. до н.э.) видел своей целью создание армии профессионалов-людей, нанявшихся служить на долгосрочный период, без каких-либо ограничений.
Разделение тяжеловооруженных пехотинцев на три категории: гастатов, принципы, триариев– было ликвидировано, и, хотя эти названия остались, все получили одинаковое вооружение. Обычно легион полного состава насчитывал 6000 человек, разделенных на десять когорт по 600 человек в каждой. В легионах, сформированных на постоянной основе, когорты стали нумероваться, и такая практика сохранялась вплоть до падения империи.
Марий также внес некоторые изменения в снаряжение и внутреннюю организацию подразделений. Была усовершенствована конструкция пилума, а также более или менее упорядочена поклажа, переносимая. Вилообразная трость, на которой легионер носил свою поклажу, тоже являлась нововведением. Легион стал унифицированной воинской частью, состоявшей из более мелких, тоже унифицированных и потому взаимозаменяемых подразделений. По правде говоря, отдельные командующие проводили различие между легионами по имеющемуся у них опыту сражений, и недавно сформированный легион ценился далеко не так высоко, как состоявший из испытанных в боях ветеранов.
Тактической единицей стала когорта (различные отряды, достаточно сильные, 600 - 900 человек) и легион Мария, состоявший из когорт, стал стандартным тактическим соединением римской армии. Он состоял из десяти когорт, каждая в три манипулы. Каждая манипула делилась на две центурии под командованием двух центурионов. Старший из центурионов командовал всей когортой.В интересах повышения эффективности командования была введена должность легата. Реальное же управление легионом находилось в руках шестидесяти центурионов. Когортам были присвоены номера – от одного до десяти; когорта, носившая номер первый, считалась старшей. Каждая когорта имела свой штандарт или значок (сигнум), носивший его воин именовался сигнифер.
#история #история древнего мира #история древнего рима #античность #история античности #легионы #римская империя #римская республика #война #наука и образование