Пение в Ветхом Завете
В Ветхом Завете пение в богослужении стало использоваться лишь со времён Моисея. В основу богослужебных текстов вошли книги Священного Писания: Пятикнижие Моисея и псалмы Давида.
Те же книги, что и в Ветхом Завете стали основанием Новозаветного богослужения - особенно Псалтирь.
Псалтирь - древний десятиструнный инструмент, похожий на гусли, который пророк Давид использовал для исполнения стихов-псалмов собственного сочинения.
Псалмы Давида были исполнены Духом Святым. Псалмопение - самый древний вид церковного богослужения. К сожалению история не сохранила древних мелодий псалмов, но есть основания полагать, что именно эти мелодии стали основанием современного богослужебного пения.
Технически, богослужение в Ветхозаветной Церкви совершалось в сопровождении инструментальной музыки, которую исполняли на древних музыкальных инструментах: трубах, псалтири, гуслях, тимпанах, струнных органах и кимвалах(пс.150:3,4,5).
Пение в Новом Завете
С самого начала Христианской Церкви богослужебное пение было вокальным - акапельным. В этом заключается главное отличие Новозаветного пения от Ветхозаветного, а также отличие богослужения Православной Церкви от Церкви Римо - Католической и разных протестантских объединений.
Вокальное пение Святая Церковь установила по примеру Спасителя и апостолов, которые совершив Тайную Вечерю
воспевше, изыдоша в гору Елеонскую (Мф. 26:30)
Почему в Новом Завете запрещено использование инструментальной музыки? Отцы Церкви говорят, что такая музыка широко употреблялась язычниками в их культовых церемониях.Христиане же славят Бога не рукотворными предметами, а боготворным совершенным инструментом - человеческим голосом.
Вторая причина использования только вокального пения в церкви заключается в том, что богослужение состоит исключительно из слова. Поэтому слово - первично, а музыка - вторична. Тем не менее мелодия имеет очень большое значение для восприятия и усвоения богослужебного текста.
Итак, мы выяснили, что природа вокального пения двусоставна - состоит из слова и мелодии. Слово сообщает мелодии смысловое содержание, а мелодия придает слову эмоциональную окраску. Происходит синтез (соединение), и в этом заключается принцип вокального пения.