Фундаментальным свойством сознания является его удивительная способность к саморазвитию. Сознание ведь не просто существует или присутствует во Вселенной. Оно постоянно усложняется, совершенствуется и повышает свой духовный потенциал. Когда научные теории пытаются рассматривать сознание как некую константу - они впадают в серьезное заблуждение. Даже на планетарной человеческой ступени эволюции не существует единого уровня развития сознания. В человеческой форме (теле) можно встретить сознание различных стадий эволюции. В космическом масштабе спектр форм и состояний сознания должен быть неизмеримо шире. Изучая развитие сознания, старая наука постоянно совершала и продолжает совершать три существенные ошибки. Во-первых, она рассматривает эволюцию сознания только от момента появления антропоидных животных форм (человекообразных обезьян). Во-вторых, она априори считает человека (в том виде, в котором он теперь существует) конечной формой эволюции сознания. В-третьих, наука, как правило, мало принимает в расчет существование различных стадий эволюции сознания даже на человеческом уровне и почти всегда говорит о человеческом сознании (применительно к конкретному историческому этапу) как о средней температуре по больнице. Поэтому, решая проблему развития сознания в ее общем виде, надо учитывать три философских постулата онтологического и экзистенциального характера. Первый постулат. Развитие сознания начинается, как минимум, от момента Большого Взрыва космической сингулярности, то есть с самых начальных мгновений существования Вселенной. Как только возникает эволюционное движение материальных форм бытия, тут же начинается и эволюция их латентных протопсихических свойств. Таким образом, развитие субстанции есть бинарный диалектический процесс, в котором онтологически разворачиваются в объективное существование как фи зические, так и психические свойства Единого природного Элемента. Второй постулат. Сознание в онтологическом смысле представляет собой не результат и не явление, а динамичный семантический процесс, постоянно движущийся и изменчивый духовный поток. В этом потоке происходит совершенствование психических форм сознания через различные формы физической материи и их онтологические условия существования. Третий постулат. Сознание на человеческой ступени эволюции по своему эволюционному статусу неоднородно. Оно существует в различных эволюционных формах и состояниях, как более развитых, так и менее развитых. Трудно не заметить огромную эволюционную дистанцию между сознанием великих мыслителей, гениев человечества и сознанием нецивилизованных дикарей, практикующих ритуальный каннибализм. Существование на этой планете одного единственного физического носителя сознания (биологического антропоидного организма) совершенно не означает полное тождество уровней сознания существ, пользующихся этим носителем. В человеческой истории всегда были, и существуют в настоящее время, формы разумной жизни различного эволюционного статуса. Как правило, наибольшие возражения вызывают утверждения, сформулированные в первом постулате. В своей философской основе все такие контраргументы базируются на онтологической концепции физикализма, с точки зрения которой изначальное существование в природе имеет только физическая материя. Сознание в этой концепции возникает как вторичный, если не побочный продукт эволюции материи. В предыдущем параграфе уже отмечалось, что эта теоретическая позиция философски слаба и некорректна. Опираясь на онтологию универсального монизма, мы утверждаем, что в природе нет ничего нематериального, но, вместе с тем, в природе не существует материи без имманентных психических свойств. В зависимости от степени развития они могут быть обозначены как прото-сознание, сознание или сверх-сознание. Более того, эволюционных состояний материальности, как и состояний сознания, но всей видимости, существует бесчисленное множество. Крайне важно понять, что Сознание не может проявиться в сфере субъективного или объективного бытия без Материи, а Материя как таковая не существует без информационных процессов и семантических феноменов, которые в нашей концепции обозначаются метафорой Сознания. В предельно упрощенном виде можно выделить три обобщенные ступени эволюции сознания: дочеловеческую, человеческую, сверхчеловеческую. Идея такой стратификации очень проста - всякая теория сознания должна предполагать формы эволюции сознания низкого уровня (ниже человеческой стадии) и высокого уровня (выше человеческой стадии). Однако в теоретических целях будет полезно детализировать эту упрощенную стратификацию, и выделить несколько основных качественно своеобразных ступеней космической эволюции сознания. Следует подчеркнуть, что предлагаемая ниже схема не должна восприниматься как некая догма и окончательная истина. Мы рассматриваем ее как теоретический эскиз или философскую модель, которая призвана помочь рационально проиллюстрировать фундаментальную идею множества ступеней развития сознания. Этими ступенями являются: Matrix-сознание, инфрачеловеческое сознание, человеческое или гуманоидное сознание, ультрачеловеческое сознание и Космологическое сознание. Первая ступень (Matrix-сознание) является начальной стадией эволюции, а пятая ступень (Космологическое сознание) может рассматриваться как наивысшая ступень процесса психоментальной эволюции Космоса. Matrix-сознание"^ и Matrix-материя представляют собой противоположные, но тесно связанные диалектические качества единой нейтральной природной субстанции. «Нейтральность» здесь должна восприниматься в онтологическом смысле как концептуальное противопоставление дуализму, материалисти8 Matrix (лат.) - от mater (лат.) - основа, мать. ческому и идеалистическому монизму. Субстанция, как некое сущностное первоначало всякого бытия, не может быть обозначена традиционными философскими понятиями «материя» или «дух», так как они символизируют противоположные качества единого целого. Природная субстанция по своей сути представляет собой таинственное Ничто - Великую Потенциальность всякого существования вещей и процессов, рациональной философской метафорой которой является Абсолютное Пространство возможностей.
Оно есть беспредельное Не-существование, из которого таинственным образом рождается и в котором неизбежно растворяется всякое материальное и духовное Существование. Оно представляет собой мистическую Пустоту, воспроизводящую иллюзию физической Полноты бытия. Это есть непостижимый математический Ноль, в который свернуты отрицательная и положительная Бесконечности физических и психических форм бытия. Это есть предельно виртуальная онтологическая Сингулярность прошлых и будущих онтологических Реальностей. Она является источником всякого движения в природе, и даже само Время в ней начинает и заканчивает свой неумолимый ход. Пусть физики называют это Абсолютное состояние Бытия-Небытия космологическим вакуумом или пространственновременным континуумом, а теологи и религиозные философы видят в нем великую Божественную Первопричину. Главное, чтобы в бесконечных спорах о названиях и именах вещей не потерялось представление о диалектическом синтезе природной субстанции. Именно из этого изначального синтеза противоположных качеств и возможностей начинается космическая эволюция материи и духа. Поэтому Matrix-материя - это субстанциальная основа материальности природы. А Matrix-сознание - это субстанциальная основа психических процессов в природе.
В действительности эта Основа едина (Пространство), но мы должны сейчас искусственно выделить и понятийно закрепить ее проти воположные качества, иначе человеческий разум не сможет схватить философскую сущность рассматриваемой проблемы. Таким образом, Matrix-сознание можно сравнить с психическим пространством, которое онтологически пронизывает и наполняет физическое пространство. Физический и психический континуумы развиваются как единое космологическое целое, но порождают различные следствия - эволюцию материальных форм и эволюцию состояний сознания. Сознание развивается через Материю. Материя развивается с помощью Сознания. Материя дает пространство физических форм и вещей. Сознание дает пространство информационных процессов и виртуальных смыслов. Физические процессы формообразования (пространственного структурирования) и психические процессы смыслообразования (информационного кодирования) сложным образом переплетаются между собой и кумулятивно усиливают друг друга. В определенном смысле Matrix-сознание можно представить и как изначальное информационное поле физической Вселенной. На этой стадии эволюции еще нет самосознания, нет разума, нет никакой персонализации психических процессов, нет существ, способных явиться субъектами сознания. Однако если мы в теоретическом смысле исключаем подобную природную основу последующих психических процессов и ментальной деятельности, то мы лишаем цветок сознания его невидимого, но, тем не менее, реально существующего психического корня. Инфрачеловеческое сознание представляет собой совокупность стадий развития сознания дочеловеческого или догуманоидного уровня. Здесь можно выделить четыре основные стадии: квантовое прасознание, витальное сознание, подсознание или инстинктивное сознание, перцептивное сознание. Квантовое прасознание представляет собой информационные процессы на уровне микромира и квантовых микрочастиц. Это уровень эволюции природного психофизического континуума, следующий за ступенью Matrix-сознание. Здесь начинается дифференциация информационных потоков, стимулируемая физической эволюцией квантовых объектов и их постепенным усложнением от простых виртуальных частиц до кварков, нуклонов, атомов и молекул. Необходимо подчеркнуть, что все квантовые процессы являются не только энергетическими, но и информационными. Так называемые физические частицы и физические поля возникают как сложные микроколебания или вибрации пространственно-временного континуума на квантовом уровне. Мы предполагаем, что на более глубоком онтологическом уровне их причиной являются информационные флуктуации субстанциального континуума. Это есть некие виртуальные флуктуации Пространства возможностей относительно точки Ноль (точки Ничто) по шкалам положительного и отрицательного существования. Устойчивые паттерны колебаний континуума физически закрепляются в космологическом пространстве как микрочастицы и силы, которым соответствуют определенные информационные конфигурации континуума. Именно они позже явятся основой психических процессов различных форм жизни, которые в простом виде являются процессами информационными, а в более сложном (развитом) виде - процессами семантическими. Любой семантический процесс (формирование, передача, оперирование, предвосхищение смыслов) есть процесс информационный. Но не всякий информационный процесс можно назвать семантическим. Почему это так? Трансляция информационных потоков по своей сути является более простым процессом. Она может происходить между природными объектами (квантовыми частицами, макротелами и так далее). Но любое отражение смыслов предполагает расслоение единой Реальности на объект и субъект. Сознательный субъект - это виртуальное психическое зеркало бытия. Всматриваясь в глубины вечности и призрачного существования, Великое Ничто познает через него свою непостижимую безграничную сущность, которая время от времени является как обусловленное Нечто. Витальное сознание есть обобщенное обозначение нсихических процессов, развивающихся на уровне растительного мира. Следует заметить, что понятие «витальный» здесь используется весьма условно, если не произвольно. Мы ни в коей мере не хотим противопоставить живую материю (витальные формы) неживой материи (невитальным формам). Наша философская концепция принципиально исключает дифференциацию материи на живую и неживую. В Космосе все виды и состояния материи наполнены жизнью и движением. Однако существуют различные формы движения и различные формы жизни. Среди них известная нам биологическая форма жизни представляет собой не более чем частный случай. Никому до сих пор не удалось провести строгую теоретическую дифференциацию живого и косного вещества. Многие исследователи уже обратили на это внимание. Проблема состоит в том, что никакой функциональной границы между «живым» и «неживым» веществом принципиально не существует. Жизнь не может появиться из не-жизни, так же как сознание не может появиться из материи. Очевидно, что эта проблема упирается в концептуальное понимание феномена жизни. И она очень тесно связна с проблемой сознания. В нашей онтологической теории понятие «жизнь» является синонимом непрерывного движения (квантовых вибраций и колебаний) субстанциального континуума Природы. Это движение порождает различные физические и психические формы существования, в которых феномен жизни только видоизменяет свои условия проявления, но не возникает и не прекращается как имманентный атрибут природного бытия.
Витальное сознание растительного мира отличается от сознания предшествующей стадии эволюции более высокой степенью психической дифференциации и более развитой внутренней реактивной способностью. Оказывается, растения реагируют не только на свет или температуру, но и на музыку, на человеческое биопсиполе и даже на ментальное содержание человеческой речи. Поймите нас правильно, мы не утверждаем, что растения понимают человеческую речь. Однако они явно бессознательно реагируют на характер психоэнергетического потока при ментальном или вербальном воздействии. Можно провести соответствующие эксперименты и убедиться, что это действительно так. Подсознанием или инстинктивным сознанием мы называем психическую совокупность инстинктов низших форм животного мира. Что такое инстинкт? Это биологическая программа, вынуждающая живое существо поступать определенным образом. Она работает автоматически, то есть совершенно бессознательно. Это справедливо как для низших форм животного мира, так и для высших форм, включая человека. Однако высшие животные и человек, в отличие от низших животных, имеют и другие качества сознания. Обратите внимание, что любая программа, в том числе и биологический инстинкт, имеет информационную сущность, кодирует и детерминирует последовательность каких-либо действий. Поэтому развитие инстинктов - это дальнейшее развитие психической сущности живого существа, которая имеет информационную основу. Инстинктивное сознание еще не даёт полной психической индивидуации и осознания собственного Эго. Но оно является следующим шагом к индивидуации, так как укрепляет автономию действий живого существа с помощью постоянного бессознательного стремления к выживанию через следование инстинктам. Высшие формы животного мира развивают перцептивное сознание. Оно основано на деятельности органов чувств и представляет собой совокупное чувственное восприятие действительности. Его принципиальное отличие от инстинктивного сознания состоит в том, что оно не связано с устойчивыми программами поведения и порождает широкую гамму всевозможных реакций на стимулы окружающей среды. Таким образом, линия поведения высших животных колеблется между двух полюсов - инстинктивного сознания, задающего стандартные механизмы поведения, и перцептивного сознания, задающего определенную степень свободы в каждой конкретной ситуации. Это позволяет высшим животным развивать более гибкое поведение и приспосабливаться к изменяющимся условиям природного мира. В некоторых случая механизмы поведения, диктуемые инстинктивным и перцептивным видами сознания, вступают в острое противоречие. Это создает ситуацию неопределенности, в которой живое существо вынуждено делать трудный выбор. На этой ступени развития выбор будет еще неосознанным, но уже произвольным. Иными словами, в определенной мере он будет соответствовать конкретной ситуации, а не шаблонному механизму ответа на внешний вызов под влиянием инстинкта. Повторение подобных ситуаций стимулирует развитие новых качеств психической сферы живого существа, что фактически означает формирование индивидуальности (в похожих ситуациях различные особи могут делать различный выбор) и совершенствование сознания. Сознание высшего животного, разумеется, представляет собой единое психическое целое и выделение двух его видов (инстинктивного и перцептивного) есть не более чем теоретический прием. Он используется нами для того, чтобы показать возникшую неоднородность психической сферы животного, в которой могут доминировать различные внутренние силы и включаться альтернативные механизмы реагирования на факторы окружающей среды. Следующей эволюционной ступенью развития сознания является человеческое (гуманоидное) сознание. Его основой выступает способность рационального восприятия и поведения. Рациональность есть особое качество сознания, основанное на избирательном психическом выделении, сопоставлении и объединении объектов действительности. Перцептивное сознание только отражает объекты внешнего мира. Рациональное гуманоидное сознание не только отражает объекты, но и субъективно оперирует психическими отражениями этих объектов. Эволюционные разновидности человеческого сознания как раз связаны с характером ментальных операций, освоенных сознанием. На ступени человеческого (гуманоидного) сознания можно выделить следующие разновидности или эволюционные стадии: рассудочное сознание, разумное сознание, сверхразумное сознание. Рассудочное сознание преимущественно опирается на рациональный анализ - то есть ментальные операции избирательного выделения и сопоставления объектов действительности. Оно развивается на основе перцептивного сознания, поставляющего чувственные данные для дальнейших рассудочных операций. Такие операции являются начальной фазой процесса разумного осмысления действительности. Сильная сторона этого вида сознания (относительно перцептивного и инстинктивного) состоит в способности избирательного отражения объектов действительности и оперировании психическими образами, отраженных объектов. Слабая сторона рассудочного сознания состоит в том, что оно преимущественно дифференцирует объекты или их психические отражения, но не может синтезировать ментальные формы в единое целое. Образно говоря, человек с таким типом сознания видит деревья (единичные факты), но за деревьями не видит леса (общей картины). Рассудочное сознание уже может выделять особенности объектов, но еще не способно в полной мере устанавливать связи между объектами. Это сознание, дробящее и разрывающее окружающую целостную реальность на условно выделяемые фрагменты. Разумное сознание уже способно не только к рациональному анализу, но и к рациональному синтезу. Объединение психических отражений внешних объектов (синтез) в целостные картины и схемы детерминации представляет собой более сложную психическую операцию по сравнению с анализом. Ментальные операции синтеза осуществляются на основе как индуктивной, так и дедуктивной логики. Ведь истинные дедуктивные выводы предполагают ясное осознание общего положения, то есть опираются на синтетическую аксиому или постулат, рациональное осмысление которой с трудом поддается рассудочному сознанию. Классическая дуальная логика с ее законом непротиворечия напрямую связана с рассудочным типом сознания. С одной стороны, она позволяет человеку совершать эффективные интеллектуальные операции и устраняет очевидные логические ошибки. С другой стороны, она имеет определенные границы своего применения, за которыми уже препятствует рациональному осмыслению действительности и порождает непреодолимые противоречия. Так, например, фундаментальные свойства природного мира совершенно не поддаются разумному постижению на основе классической логики. Квантовые микрочастицы в некоторых случаях являются корпускулами, а в других случаях ими не являются, так как ведут себя подобно полевой волне. Это равносильно утверждению о том, что бильярдный шар одновременно является белым и черным. Появление диалектической логики, предполагающей всеобщие взаимосвязи и противоречивый синтез противоположностей, связано с развитием разумного сознания человека. Такой тип рациональности способен не только дифференцировать объекты и процессы действительности, но и воссоединять их в единое целое, несмотря на мнимые противоречия. Разумное сознание начинает воспринимать сложные взаимосвязи объектов природного мира и парадоксальное единство полярных сил и качеств объективной реальности. Таким образом, разумное сознание, в отличие от сознания рассудочного, способно постигать целостность бытия через синтез психических проекций внешних объектов.
Дикарь (имея рассудочный тип сознания) может хорошо ориентироваться в джунглях и быть успешным охотником. Но он не сможет понять, откуда возникает огромная мощь ядерного взрыва, так как не способен осознать устройство природы на квантовом уровне и взаимосвязи между объектами, которые невозможно увидеть и потрогать руками. Все это требует других способностей человеческого сознания (абстрактного мышления и рационального синтеза), которые постепенно развиваются в процессе психоментальной эволюции. Третьей разновидностью сознания на человеческой ступени эволюции является сверхразумное сознание. Это тип сознания, который позволяет субъекту проводить с ментальными объектами как рациональные, так и иррациональные операции. Иными словами, сознание такого типа является эволюционным сплавом чувственного восприятия, сверхчувственного восприятия, разума и интуиции. В этом случае разум обрабатывает не только внешние данные перцептивного сознания, но и данные, воспринимаемые сознанием по внутренним иррациональным каналам. Здесь необходимо обратить внимание на одно важное обстоятельство. Человеческое сознание способно воспринимать как объективную физическую, так и имперсональную психическую реальности. Эти две реальности отражаются в субъективном сознании через физиологические и нефизиологические органы восприятия. Физиологические органы чувств воспринимают объективную физическую действительность. Их психические аналоги (системы тонкой нефизиологической перцепции) дают возможность бессознательного или сознательного восприятия психической реальности. Поэтому так называемое экстрасенсорное восприятие, которым обладают некоторые индивиды, это духовный продукт нормальной эволюции человеческого сознания. Сейчас эти способности у основной массы человечества находятся в латентном состоянии и лишь в отдельных исключительных случаях они проявляются с достаточной для исследования интенсивностью. В будущем, на эволюционной ступени сверхразумного сознания, человеческий разум будет оперировать психическими проекциями (перцептивными данными) как от физической, так и от имперсональной психической реальностей.
Соедините в единое духовное целое рациональную гениальность Платона, Аристотеля, Ньютона, Эйнштейна и иррациональную проницательность Нострадамуса, Кейси и Ванги - это будет некоторый прообраз человека, обладающего сверхразумным сознанием. Такой тип сознания способен воспринимать различные онтологические уровни реальности и разумно осмысливать их, опираясь на мощный рациональный синтез и высокую степень абстракции ментальных конструкций и интеллектуальных операций. Подобную разновидность рациональности можно обозначить как интуитивистскую рациональность или иррациональную рациональность. Она кардинально отличается от двух предшествующих ей разновидностей человеческого сознания - рассудочного сознания (рациональность аналитического типа) и разумного сознания (рациональность синтетического типа, но с крайне слабым участием экстрасенсорной перцепции и иррациональной интуиции). В обозримой человеческой истории таким типом сознания, по всей видимости, обладали великие духовидцы и одновременно непревзойденные мыслители Сиддхартха Будда и Иисус Христос. Долгожданный синтез религии и науки в человеческой культуре сможет осуществиться не ранее, чем на планете эволюционно сформируется и закрепится сверхрациональное сознание. До этого момента мы будем наблюдать бесконечные бесплодные споры гносеологических теней Истины - эмпирической науки и религиозной метафизики, представители которых уже сотни лет считают только свое теневое отражение исключительно верным и единственно возможным. Следующей эволюционной ступенью развития сознания является ультрачеловеческое сознание.
На этой ступени психоментальная эволюция выходит за пределы человеческого вида, то есть гуманоидных форм жизни. Поэтому эту ступень можно по традиции обозначить и как сверхчеловеческое сознание. Необходимо уточнить, что понятие «сверхчеловеческий» по своему философскому содержанию в данном случае скорее соответствует религиозной идее ^богочеловека» (например, у русского религиозного мыслителя Владимира Соловьева), чем ницшеанскому представлению о сверхчеловеке как ^белокурой бестии», освободившей в себе задавленные инстинкты и избавившейся от всякой морали. Таким образом, ультрачеловеческим типом сознания могут обладать высокоразвитые космические формы жизни, морфологически, витально и ментально не связанные с известным нам видом Homo Sapiens. Витальной (функциональной) основой сознания таких форм жизни, но всей видимости, должны явиться небиологические субстраты или различные нолевые формации. Нанример, в дискурсивной традиции нового евразийского этико-философского гнозиса они обозначаются как «астральные формы жизни» ®^. Этанами развития ультрачеловеческого сознания являются: постчеловеческое персональное сознание, постчеловеческое имперсональное сознание и постчеловеческое ноосферное сознание. Основу эволюционной стратификации сознания здесь задает процесс преодоления психической индивидуации (то есть процесс растворения личного Эго), а также степень онтологической интеграции разумной жизни в мировой психический континуум. Буддисты это называют растворением персонального духа в беспредельной космической Пустоте, что парадоксальным образом является синонимом не смерти просветленного существа, а его вечного психического существования. Постчеловеческое персональное (негуманоидное) сознание эволюционно связано с существами, по своему развитию превышающими уровень сверхразумного гуманоидного сознания, однако сохраняющими еще свойство психической индивидуации (личное Эго). Можно предполагать, что рациональность здесь будет далеко не единственным, а может быть и вовсе второстепенным качеством сознания существа на этой стадии эволюции. Не исключено, что общий набор развитых качеств сознания будет определяться особенностями конкретного участка эволюции жизни в галактике или звездной системе. Постчеловеческое имперсональное (негуманоидное) сознание должно соответствовать высокоразвитым существам, преодолевшим стадию психической индивидуации. Иными словами/ Живая Этика: В 3-х т. - Самара, 1993./ , на этой стадии живое существо постепенно утрачивает личное Эго и связанную с ним персонализацию сознания. Личное сознание все более сливается с мировым психоментальным континуумом, преодолевает иллюзию разделенности вещей и начинает воспринимать окружающий мир как единое целое без противопоставления объекта и субъекта, Я и не-Я, внешних вещей и внутренних психических восприятий. Это стадия обретения сознательного панпсихизма и глубокой интеграции разумного сознания в виртуальную психическую реальность. Поклонники философии персонализма и теистического понимания Бога как Личности, вероятно, будут горячо возражать против такой перспективы эволюции сознания. Но логика эволюционного процесса на самом деле философски проста и метафизически вполне понятна. Дух развивается из состояния бессознательной Целостности бытия через противоречивую множественность физических форм и психическую разделенность к состоянию нового, уже сознательного онтологического Единства. В этом состоянии устраняются иллюзорные барьеры между вещами, между субъективными центрами персонального сознания, между физической и психической реальностями. Всякая дифференциация и персонализация есть психическое, экзистенциальное и онтологическое ограничение. Ограниченное во времени и пространстве существование есть удел низших форм сознания и материальных объектов. Высшие формы сознания являются особыми виртуальными свойствами космического универсума как такового. Следовательно, они не могут быть ограничены барьерами непостоянных физических субстратов или психическими пределами личного Эго. Постчеловеческое ноосферное сознание представляет собой еще более высокую стадию развития ультрачеловеческого сознания. Оно соответствует уже не живым существам, но психоментальным сущностям, которые в буддийской метафизике именовались Дхиани Буддами, в мистическом христианстве - Силами или Началами, а в европейском герметизме и теософии - Планетарными Духами. За всей этой, казалось бы, антинаучной сакральной мифологией и религиозным символизмом стоит очень важная, вполне рациональная идея - идея о существовании высших форм духовного сознания, которое выходит далеко за пределы не только человеческой природы, но и вообще какой-либо персональности и материальной ограниченности. Высшую ступень эволюции сознания мы обозначаем как Космологическое Сознание. В определенном смысле оно является космическим Супер-Разумом, но уже без какой-либо когнитивной рациональности, так как рациональное сознание на самом деле есть сознание персональное и ограниченное в своих возможностях. Космологическое Сознание - это сознание вне всяких форм и материальных ограничений
Оно может быть лишь частично представлено человеческим воображением и разумом, например, как глубинное психосемантическое пространство фундаментальных законов бытия, духовный организующий фактор эволюции, информационная функция космологического вакуума. Такие формы сознания не просто следуют неким законам природы, но сами являются ноуменальной сущностью этих законов. Они выступают скрытыми информационными кодами физического пространства, задающими его эволюционную динамику. Это есть фактор преодоления первичного и последующего Хаоса, порождающий упорядоченность бытия из беспорядка и небытия. Очевидно, что человеческому разуму пока крайне трудно представить себе сущность подобных имперсональных и трансцендентных состояний Сознания. Однако мы полагаем, что сама идея Высшего Сознания как такового (Космического Разума, Божественного Логоса, Информационного кода Вселенной) все же должна быть сформулирована в новой теории сознания и постепенно утверждена в умах человеческих.
Человек всегда должен смиренно помнить, что над ним в природном мире существует Нечто великое, непостижимое и могущественное, пред которым все его ментальные достижения и материальные артефакты представляют собой космическую пыль. Таким образом, из приведенной схемы эволюционных ступеней сознания вытекают два крайне важных мировоззренческих вывода. Во-первых, но всей видимости, Homo Sapiens является одной из промежуточных, далеко не самых высоких ступеней развития сознания. Поэтому антропоцентризм как философский принцип мировосприятия и мироотношения является ложным и эгоцентричным. Антропоцентризм по своей идейной сути равен средневековому геоцентризму и свидетельствует о сохраняющейся инфантильности человеческого разума, неправомерно считающего себя единственным, исключительным и самым великим во всей Вселенной. Во-вторых, нет никаких оснований исключать существование высших ступеней эволюции сознания, которые настолько далеки и высоки относительно сознания человеческого, что выходят за пределы его исторического опыта, когнитивных способностей и возможностей ментального воображения.В этом контексте весьма забавно выглядят попытки контакта земного разума с «братьями по разуму» из далекого Космоса. Научная мысль в этом вопросе просто поражает своим простодушием и самомнением, когда посылает сигналы в космическое пространство и высматривает там летательные аппараты в виде плоского диска. До сих пор мало кто задается вполне резонным вопросом: зачем высокоразвитому инопланетному разуму (если он все же существует) вступать в прямой контакт с обитателями Земли, которые продолжают массовые убийства себе подобных и уничтожают собственную планету? Прежде чем человек откроет космические разумные Силы, он должен обрести гармонию в своем личном сознании и собственном планетарном доме.
Более того, он должен проявить готовность к взаимодействию с иным разумом не только в этическом, но и когнитивном смысле. Другими словами, земной человек должен интеллектуально дорасти до понимания того, что космическое сознание может существовать совершенно не в тех формах и видах, которые продуцирует его ограниченный опыт. Поэтому он ищет не то и ищет не там. На самом деле искомый «контакт» в смысле влияния ноосферного космического Сознания на эволюционные процессы на Земле существует миллионы лет и продолжается в настоящее время. Но не в такой форме, как это представляют себе многие апологеты и противники существования разумных сил во Вселенной. Наше неразвитое сознание весьма часто видит то, чего нет, и не видит того, что реально существует. Человеческая культура зафиксировала немало различных феноменов, смысл которых на самом деле прост и понятен: это есть таинственные Знаки о том, что Homo Sapiens вовсе не одинок в огромной Вселенной. Но видим ли мы эти Знаки и понимаем ли их? Есть много странных и загадочных вещей, достойных своего внимательного рационального осмысления. Однако, что мы имеем? По сути две крайности: глухие мифологические фантазии или слепой научный скепсис. Братьям по духовной вере не хватает силы чистого научного разума. А братьям по научному разуму не хватает чистой духовной истины. Поэтому диалог науки и религии по фундаментальным мировоззренческим вопросам напоминает диалог слепого с глухим о музыкальной и хореографической эстетике балета «Лебединое озеро». Один его совершенно не видит. Другой его совершенно не слышит. Однако каждый из них считает свою точку зрения авторитетной, вполне обоснованной и абсолютно истинной. Рассмотренная нами выше схема эволюционных этапов развития сознания не должна восприниматься как всеобщая и универсальная. Она представляет собой не более чем частный случай космологической эволюции или один из возможных сценариев глобального совершенствования Сознания. Полагаю, что вполне возможны и совершенно другие сценарии или траектории эволюции. Что же определяет их своеобразие? Во-первых, состояние конкретного онтологического паттерна (сферы реальности), в пространстве которого происходит процесс эволюции. Во-вторых, специфика форм жизни и конкретных участков эволюции, то есть внешних условий. В-третьих, особенности развиваемых качеств сознания, то есть его формирующихся психоментальных свойств. В этой связи необходимо отметить один важный момент. Многие априори полагают, что траектория развития сознания обязательно должна проходить через этап формирования «разумного сознания» или «разума». Более того, принято считать, что эволюция «сознания» в конечном счете, и есть эволюция «разума». Однако на самом деле это не совсем так. Сознание и разум - вовсе не тождественные явления. Разум представляет собой одно из многих известных и неизвестных нам качеств сознания. Для человека и человеческой эволюции это важное качество. Тем не менее, нельзя исключать существование психических форм эволюции, лишенных качества разума, но находящихся по своему уровню развития сознания выше человеческой ступени. В таком случае возникает фундаментальный вопрос о важнейших качествах сознания. Когда мы говорим о развитии сознания, то подразумеваем развитие чего? Если речь идет только об эволюции разума, то тем самым предполагается крайне узкое решение рассматриваемой проблемы. Вполне возможно, что появление разума (как свойства рациональности сознания) является частным случаем эволюции Сознания вообще. Чем сознание высокого уровня (Супер-сознание) отличается от сознания низкого уровня развития? Предельно общий ответ на этот вопрос может выглядеть примерно так: высокоразвитое сознание способно отражать, моделировать, предвосхищать, контролировать и трансформировать все виды реальности в Космосе. Очевидно, что, например, отражать природную реальность сознание может: чувственным, рациональным или иррациональным образом. Даже на уровне известной нам человеческой эволюции первый (чувственный) и третий (иррациональный) способы отражения иногда более эффективны, чем второй (рациональный). Иррациональное прозрение будущего весьма нередко оказывается намного точнее рационального прогноза. Внерациональное интуитивное постижение всякой фундаментальной истины практически всегда предшествует ее рациональному выражению с помощью формализованного языка. Таким образом, конкретные качества сознания, через которые происходит формирование отмеченных способностей (отражение, моделирование, предвосхищение и др.) могут быть совершенно различными. На одном участке эволюции это может быть гипертрофированный разум, на другом это может быть гипертрофированная иррациональность. Человеку трудно это представить. Попытаемся для иллюстрации провести условную параллель с земной эволюцией. Воссоедините в одну личность великих философов и ученых (Пифагор, Аристотель, Декарт, Бэкон, Ньютон, Фарадей, Эйнштейн, Бор и т.д.) и вы получите некоторое подобие земного гипер-разума. Воссоедините в одну индивидуальность великих пророков и ясновидцев (Ап. Тианский, Св. Малахия, Нострадамус, Э. Кейси, Ванга и т.д.) и вы получите некое подобие гипер-иррационального сознания. Можно ли сказать, что гипер-разум всегда лучше отражает реальность, чем гипер-иррациональность? Очевидно, что нет. Каким-то невероятным образом духовидцы отражают и прогнозируют события реальности, которые недоступны рациональному анализу и прогнозу. В таком случае, рациональность и иррациональность вообще невозможно сравнить. Это есть разные качества сознания, которые задают альтернативные типы когнитивного постижения бытия. На основе ограниченного человеческого опыта невозможно описать основные (возможные) качества сознания. Что-то нам известно и понятно. Но многое совершенно выходит за рамки человеческой эволюции, и мы можем только догадываться о том, на что потенциально способно сознание и какие у него существуют латентные качества. Велик соблазн унифицировать специфику психоментальной эволюции человека и распространить ее на всю Вселенную. Ведь даже многие сторонники существования инопланетного разума предполагают его существование в гуманоидной форме - как морфологически, так и ментально. Иными словами, они ожидают, что внеземное сознание должно иметь не только человекообразное тело, но и человеческий тин мышления. Но все это равносильно предположению аборигена островной территории о том, что но всему земному шару растут только кокосовые пальмы и никаких иных растительных форм не существует, порой, заслуживает большего внимания исследователей, чем инерциальное мышление ряда представителей академического сообщества. Можно предположить, что для развития Сознания в общем случае, то есть независимо от специфики эволюционных форм, важны три элемента: 1) возникновение (а на более поздних этапах эволюции - преодоление) психической индивидуации сознания; 2) дифференциация материальных форм из интегрального состояния изначального континуума; 3) энергоинформационное взаимодействие высших и низших форм эволюции сознания. Первый и второй элементы создают психическое и физическое пространство противостояния, в котором разворачиваются скрытые свойства сознания. Для этого нужны центр и его окружение, части и целое, внутренние события и внешние вещи, сущности и явления, ноумены и феномены, Я и не-Я, моё и немое, субъект и объект. Одним словом, для проявления потенции духа нужна внешняя среда материального сопротивления. Дифференциация природных форм и психической реальности создает такое сопротивление. Третий элемент открывает синергетическую траекторию эволюции, то есть моделирует формы и линии развития сознания. Это можно сравнить с тем, как рельеф местности задает русло реки или температура воздуха определяет вид осадков . В известном романе Станислава Лема («Солярис») описана разумная форма жизни в виде мыслящего океана. Автор глубоко прав в том, что жизнь и сознание за пределами Земли могут существовать совершенно в иных, непривычных и неожиданных человеку формах. Готов ли человек физически, интеллектуально и этически к встрече с подобными существами и сущностями? снег, град или дождь. Отличие состоит только в том, что высокоразвитое сознание после определенного духовного рубежа способно само выбирать траекторию своего развития - сонаправлено или вопреки синергийной воле Космоса.
Аблеев С.Р." Сознание и материя великий предел"