В первой части обзора были рассмотрены предыстория и история записи альбома "Яблокитай", а также дана оценка его художественных особенностей.
После выхода "Яблокитая" был анонсирован прощальный тур группы. Его провел последний состав группы: Вячеслав Бутусов, Алексей Могилевский, Альберт Потапкин, Игорь "Гога" Копылов и Николай Петров.
Чтобы оценить обстановку в группе, и вокруг нее перед распадом, можно привести несколько цитат.
Из газеты "Комсомольская правда" №21591, 30 мая - 6 июня 1997 г.
Корреспондент: Уезжая в Англию, каким образом вы поставили об этом в известность музыкантов "Наутилуса"?
Вячеслав Бутусов: Да практически никак, поскольку сам был в полном неведении. С музыкантами у нас были осторожные разговоры на эту тему. Уезжал я с полным мешком сомнений — а зачем это вообще нужно? Но было стремление попробовать что-то новое. Когда я приехал в Лондон, с ужасом думал о том, что из этого получится. Но с другой стороны, я представлял себе, как все могло бы быть, если бы мы поехали все вместе. Отношения в группе непростые. В профессиональном смысле полный порядок, но в производственном процессе это не всегда решает все проблемы. Иногда надо просто заткнуть свои амбиции за пояс, довериться продюсеру. Я, например, нормально относился к тому, что Билл Нельсон делал с моей музыкой. А у кого-то, может, по этому поводу истерики были бы. В такой атмосфере ничего хорошего сделать нельзя. Нужна целенаправленность. А она достигается только железной дисциплиной. В чем я не силен. Мне всегда кажется, что каждый человек по-своему прав.
Корреспондент: Как прошла первая встреча с музыкантами "Hay" после вашего возвращения из Англии?
Вячеслав Бутусов: А не было никакой первой встречи. Часть музыкантов живет в Питере, часть — в Екатеринбурге. Общались в основном по телефону. И, если честно, мне нечего было им сказать. Я не мог найти подходящих лозунгов для того, чтобы честно, но убедительно объяснить, почему все так произошло.
Корреспондент: А нет у вас такого ощущения, что вот сейчас, во время тура, вы вновь ощутите радости гастрольной жизни, почувствуете сцену, опять появится чувство локтя и после последнего концерта вы скажете: надо продолжать?
Вячеслав Бутусов: Есть у меня такой принцип: никогда не зарекаться. А чувства локтя мы никогда и не теряли. Но 90% наших проблем — от условий, в которых мы живем и работаем. Я, например, очень сильно переживаю, когда что-то идет не так — на концертах, например. Но еще хуже мне от того, что я понимаю: ничего с этим поделать я не в состоянии. Хотя по идее должен бы. А если не можешь нести ответственности за коллектив, за людей, с которыми работаешь, то не надо их мучить. Лучше отдать им бразды — пусть сами вершат свою судьбу, а не под началом такого бестолкового руководителя. А оборотная сторона этого дела в том, что я как бы всех бросаю. Хотя я сам толком не знаю, что будет дальше. Но ощущение тягомотины хочется прекратить".
Алексей Могилевский, Вконтакте, 2015: "Позже, репетируя тур в поддержку Яблокитая, все же было нечто оправдывающее альбом как наутилусовский. Нам раздали кассеты с записью готового альбома, и мы его добросовестно "сняли" на слух, откинув студийные мулечки и фишечки и добавив живой драйв барабанов, дудки и всего остального, ибо живого звука группы в студии было не добиться.
Вячеслав приехал из отпуска в самом конце репетиций тура, который одновременно был и прощальным. Без официальных уведомлений, но все знали, что он последний. Показали, что получилось, ему понравилось".
Тур под названием "Последнее плавание" состоялся в восьми городах с 28 мая по 14 июня 1997 и включал 10 концертов. По ходу тура о концертах встречались разные отзывы.
Газета "Московский комсомолец. Звуковая дорожка" №427, май 1997 г.
В среду 28 мая стартовал последний тур легендарного "Наутилуса". Шумные похороны одной из самой знаменитых российских рок-групп начались с концерта в Одессе. Сегодня "наутилусы" говорят последнее "прости" жителям Киева, а в начале июня "прощальное погружение" будет трижды продемонстрировано в Москве. Именно здесь музыканты провели несколько дней перед началом тура, упорно репетируя в концертном зале "Россия". Общение с прессой было ограничено, и к лидеру группы Вячеславу Бутусову допускались лишь избранные, среди которых оказалась "ЗД". Встреча состоялась в слегка облагороженном после попыток евроремонта номере люкс депутатской гостиницы "Москва". Мистер Индифферентность, как иногда зовут г-на Бутусова журналисты, сидел за казенным столом и прихлебывал пиво из казенного бокала. На нем были черный свитер, черные спортивные брюки и черные кроссовки. По выражению его лица трудно было понять, насколько он предрасположен к беседе.
ЗД: Как настроение перед началом последнего тура?
Вячеслав Бутусов: Нельзя сказать, что я чувствую себя очень бодро. Бодрость для меня вообще большая редкость. Сейчас я в более или менее нейтральном состоянии...
ЗД: То есть, отправляясь в этот тур, вы делаете над собой некоторое усилие?
Вячеслав Бутусов: Конечно. Но я обязан это сделать. Хотя бы ради того, что это может принести какое-то удовлетворение всем остальным. Но чем все это закончится, я не знаю".
Алексей Могилевский после концерта в Нижнем Новгороде: "Время плакатной самодельщины уже прошло. И нам нужно развиваться, у каждого из нас огромный творческий потенциал. Но выразить его на все сто мы не можем. Выше уровня Бутусова здесь не прыгнешь. Мы играем его музыку и должны находиться в тех рамках, которые устанавливает лидер. Выходить за рамки Бутусова было бы неэтичным поступком.
Распад "Наутилуса" — явление закономерное. Мы сейчас где-то даже благодарим Славу за то, что произошло. Годы уходят. Мне уже тридцать шесть. Многое не сделано, и хочется чего-то еще большего. Бутусов уже достиг своего конечного уровня и закономерным образом решил завершить славную карьеру лидера группы. Что сделано, то сделано. Сейчас я даже с каким-то непонятным ужасом думаю о том времени, когда вдруг появится желание воссоединиться.
Мне по большому счету неинтересно работать в "Наутилусе". С другой стороны, я понимаю, что нам тогда будут платить огромные деньги. Но мне уже почему-то не хочется, как и прежде, получать за работу какие-то крохи против тех огромных гонораров, что получает автор музыки".
Последний официальный концерт группы Nautilus Pompilius состоялся, не считая последующих, весьма спорных, реюнионов, 14 июня 1997 в Свердловске - там, где все началось за 15 лет до этого. (Также имеется информация, что было еще одно корпоративное выступление на даче некоего олигарха).
"Меня провези в кандалах по всей стране", - жаловался Бутусов, когда мучения кончились...
О том, как звучал "виртуальный Наутилус", дает представление фильм с названием тура. В фильм включены фрагментарные комментарии музыкантов группы.
Здесь необходимо остановиться на вопросе, в котором многие до сих пор видят некую загадку - это вопрос о причинах распада группы.
Действительно, аргументы об общей усталости и непонимании в группе не кажутся убедительными, потому что не воспринимаются как основные. Абсолютно все люди и коллективы переживают спады, но в большинстве случаев это не приводит к фатальным последствиям. Любой спад есть закономерное следствие подъема, так как жизнь не может существовать только из подъемов и удач: за летом следует зима, а за днем - ночь, за удачей - неудача. А подъемы у коллектива, безусловно, были.
Относительным оправданием желания Вячеслава Бутусова распустить группу может служить восточный менталитет нашей территории с его всеобщей необязательностью, неустроенностью, срывом обязательств. Руководить в этих условиях коллективом, организовывать записи и туры - дело неблагодарное. С другой стороны, немало коллективов пережили неустроенность 1990-х и вышли из них окрепшими, с отличным творческим багажом и впечатляющими творческими результатами: ветераны ДДТ и Алиса, новое поколение в лице Мумий тролля, Сплина и Земфиры записали в конце 1990-х прекрасные пластинки и отправились в мощные туры - а ведь это только примеры в стилях не-тяжелого рока!
Важным аргументом в пользу роспуска группы Бутусов приводит отсутствие у него лидерских качеств, способностей руководить. Но ведь немало коллективов прекрасно существуют и с отсутствием явного лидера (например, Deep Purple или Paradise Lost). С руководством группой в 1980-х прекрасно справлялся Дмитрий Умецкий, а в 1990-х - Илья Комильцев, так что, вполне можно было и дальше положится, скажем, на Александра "Хипа" Пономарева, который, кстати, доказал свою административную состоятельность в дальнейшей карьере с группой Сплин.
Тогда почему же в расцвете творческих сил был распущен Наутилус?
Ответ на этот вопрос пришел мне, когда в одном из интервью маэстро я прочитал, что при приближении гастролей у него в организме "начинает работать железа, выделяющая страх". Психологи и психиатры знают название этой железе: она называется эскапизмом. Эскапизм не рассматривается как психическая патология, но определяется как навязчивая личностная черта, выражающаяся в бегстве от реальности, избегании неприятного и скучного в жизни, ее тягостных обязательств, особенно путем ухода от обыденной реальности в инобытие и инореальность.
Пафосом настоящего обзора является именно объяснение эскапизмом Вячеслава Бутусова основной причины роспуска группы Nautilus Pompilius.
Дополнительным аргументом в пользу версии Бутсова как эскаписта служит информация, в свое время не раз озвучиваемая Ильей Кормильцевым в интервью того времени. Ее смысл сводится к тому, что в период "Яблокитая" Вячеслав подпал под влияние некого круга темных личностей - то ли магов, то ли шарлатанов, то ли сектантов (для 1990-х это было частым явлением). А подобные учения как раз предлагают "красивую версию" способов ухода от неприятной реальности и повседневных обязанностей.
Завершая изложение своей версии причин роспуска группы Nautilus Pompilius, хочется отметить, что музыканты последнего состава группы, безусловно, обладали огромным, не до конца реализованным творческим потенциалом, и, вне всякого сомнения, если бы группу удалось сохранить, в 2000-х она подарила бы нам немало интересного.
Наутилусу нужен был не роспуск, а "апгрейд", "ребрендинг" - перерыв в работе, изменение подхода к созданию музыки, возможно, кадровые перемены.
Ранее о Вячеславе Бутусове и странных реюнионах Наутилуса речь шла в обзоре "Галерея лиц").
Сегодня, спустя четверть века, когда с нами давно нет ни группы, ни Ильи Кормильцева, в целом можно сказать, что интерес к "Яблокитаю" сохраняется. Об этом говорят неоднократные переиздания альбома на различных носителях.
Пожалуй, наиболее интересное переиздание альбома вышло в 2001 на Dana Music. Двухдисковое издание не только оригинально оформлено Владимиром Пасичником, но и включает полную и ремастированную версию альбома (со всеми 12 записанными треками), но и то самое demo, подготовленное Вячеславом Бутусовым перед записью.
В 2002 весь студийный каталог группы (кроме альбома "Человек без имени") был переиздан под новыми обложками, оформленными в едином стиле художником Александром Коротичем. "Яблокитай" сохранил при этом оригинальную обложку, но логотип утратил "виртуальность", оставшись унифицированным для всей серии.
Кроме странных реюнионов, у #Nautilus Pompilius была и посмертная студийная жизнь. Осенью 1997 аут-тейки, оставшиеся от студийных записей трех последних альбомов коллектива, был сведены, и включены в вышедший в том же году сборник "Атлантида".
"Атлантида" звучит довольно интересно даже спустя четверть века, практически как цельный альбом.
Песни "Умершие во сне", "Труби, Гавриил!" и "Абсолютно белое" были записаны в начале 1994 года в Екатеринбурге на Студии 8, во время работы над "Титаником". "Бегущая вдаль", "Белая стена" и "Заноза" являются материалом, не вошедшим в альбом "Крылья". Ремикс на песню "Крылья" также относится к данному периоду работы. "Три хита" - это оркестровая версия трех песен группы: "Прогулки по воде", "Я хочу быть с тобой" и "Прощальное письмо", созданная специально для концертной презентации альбома.
Аут-тейки "Яблокитая" - те самые две песни, не вошедшие в альбом при первом издании, оказались очень сильными композициями.
Еще один ремикс - на песню "Атлантида" - получился куда интереснее, и позже вошел в сборник "Серебряный век". Наконец, спустя годы после записи, "Яблокитай" ждали виниловые переиздания с оригинальной обложкой.
Оценивая сегодня последствия распада группы Nautilus Pompilius, можно однозначно сказать, что они оказались плачевными для всех. Поклонники лишились неповторимой группы, Илья Кормильцев - места приложения для своих неповторимых чувственных стихов, музыканты - возможности творческой реализации. Ни один из них в музыке или ином творчестве толком себя так и не проявил (если не считать, конечно, титанической работы Ильи Кормильцева по переводам целого ряда зарубежных писателей).
У Вячеслава Бутусова после Наутилуса была длинная и бестолковая творческая жизнь. Сольные пластинки, гостевое участие, Ю-Питер - со всех этих записей с большим трудом можно было бы собрать один неплохой сборник, который бы не дотянул бы и до посредственного альбома Наутилуса. Увы, как совершенно справедливо и метко сказано в книге Леонида Порохни, "настоящая рок-группа - это нечто больше, чем сумма ее членов и их индивидуальных творческих возможностей".
Об этом ранее шла речь в обзоре "Напрасные годы". В его конце говорится, что поначалу предполагалось, что обзор будет не дилогией, а трилогией, и к оценке малоэффективных творческих траекторий Валерия Кипелова и Земфиры прибавится и после-наутилосовский путь Вячеслава Бутусова. Но у перечисленных исполнителей хотя бы есть "Реки времен" (2005) и "Земфира" (1999), а у Бутусова нет даже такого альбома...
Иными словами, на громких именах Бутусова или Кипелова можно сделать весьма привлекательные и выгодные коммерческие продукты - но при этом невозможно воссоздать ту тонкую "химию", которая сделала музыку их бывших групп, состоящих из креативных и неповторимых творческих единиц, бессмертной музыкой поколений.
Изучая историю рок-музыки, можно привести несколько подобных примеров преждевременных роспусков групп, которые привели к неполной реализации творческого потенциала составляющих их музыкантов, и которые никому не принесли пользы и радости. На ум сразу приходят примеры с Pink Floyd, Led Zeppelin, Daire Straits.
История записи альбома "Яблокитай", фрагменты интервью и обзор изданий альбома сделан в видео, которое размещено ниже.
За свой "апельсиновый год", с осени 1996 и до осени 1997, Nautilus Pompilius прошли свою "зеленую милю", но при этом подарили нам один из самых оригинальных альбомов русскоязычного рока.
В обзоре использованы цитаты из Википедии и книги Леонида Порохни и Александра Кушнира "Nautilus Pompilius" (М., Амфора. 2007).