Найти тему
Психолог Юлия Мурашева

Женщины и возраст. Короток ли женский век?

Всем привет!

Кто не слышал в своей жизни эту фразу : «Женский век короток» ?

Это убеждение, которое приносит множество тяжёлых переживаний множеству опечаленных женщин.

Что уж скрывать: собственный зрелый возраст – это одна из самых больных женских мозолей.

Зачастую женщины всерьез переживают о собственном возрасте, начиная причислять себя к древним старухам с самых «младых ногтей».

Доходит до абсурда: женщина не успев даже разменять третий десяток, начинает всерьез рассуждать о бесславно ушедшей молодости, бренности бытия и неумолимо приближающейся пенсии.

А уж когда женщине исполняется тридцать пять или даже о, ужас – сорок, приходит время для того, чтобы привыкать к земле, думать о срочном спасении души и усиленно мечтать о внуках от еще не оперившихся детей.

Может показаться, что я утрирую. Хотелось бы, вот только нет.

Слишком уж много я встречаю в своей практике женщин, которые добровольно записывают себя в старухи, уже начиная примерно с тридцати пяти лет.

«Я уже не молода», «куда мне в мои-то годы», «кому я нужна на старости лет» - вот основные присказки, встречаемые в речи еще объективно молодых по всем параметрам женщин.

А между тем, старость начинается в голове, и если женщина искреннее верит в утрату молодости, то ее очень скоро будут воспринимать именно как старуху.

Сколько слез было пролито по утраченной молодости, сколько счастья не получено, сколько нервных клеток потрачено… а нервные клетки, как известно, не восстанавливаются (или если и восстанавливаются, то с большим трудом и далеко не все)…

А ведь на самом деле молодость – это понятие весьма широкое. Искусственное ограничение женской молодости двадцатью – тридцатью годами – это относительно недавнее изобретение человечества.

В более ранние периоды «женский век» длился столько, что даже в наше весьма продвинутое время в это почти невозможно поверить.

Люди попросту мало акцентировали внимание на вопросе ускользающей молодости, были другие, куда более важные задачи.

Например, в эпоху правления римского императора Октавиана Августа (сей славный мужчина родился 63 г. до н.э.) женщина законодательно признавалась пригодной для брака, а значит молодой, с 20 до 50 лет. Уточню: гражданка Рима (именно гражданка, гражданами были не все жители страны) обязана была находиться в браке в этот период жизни. Диковато, но факт, есть факт.

Если ранее заключенный брачный союз распадался, или супруг умирал раньше времени, то женщине предписывалось вступить в новый брак в течение полугода.

Позднее срок увеличили до девяти месяцев. Никакие рассуждения о старости в 30-35-40 лет римский император в расчет не брал.

50 лет и не годом меньше, крутись, как хочешь. Ссылки на короткий женский век не являлись оправданием… Пока женщина была фертильна, ей предписывалось быть в браке. Без вариантов.

В среднее века, диких брачных законов не было, но не было и жесткой привязки брака к возрасту.

В раннем средневековье век женской востребованности был удивительно, просто неправдоподобно длинным даже по нынешним меркам. Сколько раз читаю биографии известных женщин того времени, столько раз поражаюсь.

Ценился не биологический возраст женщины, и даже не невинность как таковая, а общее здоровье организма и способность к деторождению.

Причем женщины зрелые и «проверенные» в родах ценились даже больше юных дев.

Счастливица, сумевшая пережить первые и последующие роды, кочевала от мужа к мужу, как переходящий приз. Причем, мужья могли быть в отдельных случаях, ощутимо моложе жен.

Число браков у таких женщин - матриархов было просто астрономическое – пять и более.

Мужчины того времени такое большое количество браков в своей биографии не имели.

Ярким примером является жизнь и замужества Аделаиды-Бланки Анжуйской.

Аделаида была третьим ребёнком и старшей дочерью из четверых детей графа Анжуйского Фулька II Доброго и его первой жены Герберги. Аделаида, выходившая замуж пять раз, в мужья себе получала только высшую знать Западно-Франкского королевства.

-2

Брачный марафон для девушки начался примерно между 950 и 960 годами, когда она стала женой виконта Этьена де Бриуда, владения которого находились в восточной Аквитании.

В браке родилось пятеро детей: Гильом, Понс, Бертран, Альмодис,Умберга (Ирменгарда).

После смерти мужа Аделаида управляла землями графа Жеводана в качестве регента при своих сыновьях.

Примерно в 970 году, вскоре после смерти первого супруга, женщина опять выходит замуж за Раймунда (V), графа Тулузы. В браке родился один сын – Гильом. После гибели супруга в 979 году (примерно) Аделаида вновь считается завидной невестой. На тот момент женщине было хорошо за тридцать (почти сорок), но это никого не смущало.

Третьим мужем стал Людовик V (король Франции). Королю на момент заключения брака было пятнадцать лет, а Аделаиде все сорок.

Но женщину уговаривал вступить в этот неравный брак отец жениха.

Союз этот сулил Людовику большие выгоды, поскольку он получал возможность собрать под своей властью всю Аквитанию.

А еще слабому и бестолковому мальчишке была просто жизненно необходима взрослая и опытная жена, просто чтобы удержаться на троне. Плодовитость Аделаиды была дополнительным бонусом.

«Молодые» поженились 982 году, но развелись уже в 984 году. Аделаида была опытной женой, но оказалась не готова стать матерью для трудного подростка, коим и являлся свежеиспеченный муж.

Этот молодой человек был ментальным ребенком, и женщине быстро надоело с ним возиться. Официальный развод состоялся, каждый из супругов зажил своей жизнью.

Кстати, Людовик V в итоге кончил весьма печально, но это уже совсем другая история.

А Аделаида снова вышла замуж вскоре после развода за графа Прованса Гильома I. Ему она родила дочь Констанция (доказано), а по некоторым данным еще двоих детей Гильома II (III) Благочестивого и Ирменгарду (в этом есть сомнения).

После смерти четвертого мужа Гильома, она опять вышла замуж в пятый раз – за Отто Гильома, графа Бургундии. Детей в браке не было, по причине очень серьезного возраста новобрачной.

Да, этот рассказ посвящен аристократке из «первого эшелона», но подобные истории повторялись и у людей «попроще». Брачные списки женщин были просто впечатляющие.

В то далекое и суровое время женская молодость вообще не являлась чем-то определяющим. Исторически было именно так. И это очень разумный подход.

От женщин стали требовать непременной молодости несколько позднее. Это искусственная и весьма токсичная установка.

Кстати говоря, эти требования совпали со снижением влияния женщин в обществе.

Зацикленность на молодости не имеет ничего общего не с традицией, не с целесообразностью. А значит, не стоит записывать себя в старухи раньше времени.

#отношения #молодость женщины #мужчина и женщина