шутить на запретные темы. Ситуация (примерно с XII в.) меняется, церковь утрачивает господство над умами — наступает новый этап в развитии средневековой культуры.
Ведущую роль начинают играть города как смысловые центры: здесь складывается городская культура, которую ещё называют цеховой. Цех — профессиональное объединение ремесленников со своими ценностями и смыслами. Они более независимы, у них свои интересы — все это находит отражение в словесности.
Выделяют следующие направления развития городской литературы:
✅ новелла. Небольшое сатирическое стихотворное или прозаическое сочинение. Темы: духовенство, общественная жизнь, студенчество и др. Во Франции называлась фаблио, в Германии — шванк, в Италии — новеллино. Основная особенность — повествовательный характер;
✅ аллегорический роман. Пример — «Роман о Розе» (начата Гильомом де Лоррисом, дописана Жаном де Меном). Особенность — опора на аллегорию (иносказательное изображение Добра, Зла, Любви, Веры и пр.);
✅ животный эпос. Пример — «Роман о Лисе» (ударение на И). Предоставляет собой развёрнутую басню;
✅ драма. Важно, она родилась заново из литургических песнопений и мало связана с античными образцами. Различают
🧩миракль — о чудесах;
🧩 мистерия — объемные представления на библейский сюжет;
🧩 моралите — назидательного характера;
🧩 фарс — забавные сценки сатирического толка;
✅ лирика вагантов — бродячих поэтов, изначально — студентов.