Найти тему
Список кораблей

ОТ ХУГЛАРА СЛЫШУ

я «Песнь о моем Сиде». Это несколько забавное для нашего уха название носили испанские эпические певцы, сохранившие память о подвигах Родриго Диаса де Вивара, или Сида Кампеадора («господина рыцаря»), героя Реконкисты, жившего в XII веке.

Реконкиста — этнический и религиозный конфликт на Пиринейском полуострове, в который были вовлечены испанцы, португальцы и мавры. Процесс выдавливания последних с территории полуострова растянулся на 700 лет — с середины VIII до начала XV века. Родриго был соратником кастильского короля Альфонсо VI и подвигами прославлял его имя. Рассорившись с Альфонсо, Сид перешёл на сторону эмира Сарагоссы, а затем захватил Валенсию и стал ее главой.

По легенде, в последнем бою с маврами Сид (получивший такое прозвище от своих врагов за исключительную хитрость и храбрость) получил смертельное ранение, а его супруга облачила тело героя в доспехи и усадила на коня, чтобы никто не узнал о том, что войско обезглавлено.

Собственно «Песнь о моем Сиде» содержит изложение основных событий жизни Родриго, прозванного Сидом. Но любопытно иное: Сид — герой совсем не «роландовского» типа. Его не обуревает страсть, он не подвержен порывам. Он расчётлив, умён, прагматичен. Его задача — прославлять доброе имя короля. И для этого не обязательно умирать — можно подумать, взвесить, обхитрить. Сид — предприниматель от героического эпоса, его прагматичный актор.

Такое прочтение образа Сида удовлетворило, конечно, не всех. В XVII веке великий француз Пьер Корнель пишет трагедию «Сид», в которой несколько приближает образ Родриго к Роланду, дополнительно вводя любовную линию.

Сид похоронен в Бургосе, бывшей столице Кастилии, где хранится и его легендарный меч Тисона, по культурной ценности сравнимый, пожалуй, с Короной Российской империи