Сегодня произведения искусства считаются привлекательным активом: стоимость шедевров не подвержена таким сильным колебаниям, как в случае с акциями, и в долгосрочной перспективе растет.
Потенциал современного арт-объекта для инвестиций зависит от разноплановых факторов. Важны как достижения мастера – присутствие его работ в частных и музейных коллекциях, успешное участие в выставках, так и качество, стиль, оригинальность исполнения, размер полотна. Не последнюю роль играет и актуальность темы.
По мнению соучредителя ARS Gallery Дмитрия Матвеева одним из безусловных трендов в ближайшие годы останется политическое искусство.
Политика вне времени: максимум эмоций
Работы на социально-политические темы всегда притягивали внимание зрителей, поднимали много эмоций и попадали в ведущие мировые коллекции. Достаточно вспомнить знаменитые полотна Верещагина «Апофеоз войны» (1871) или Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891) из коллекции Третьяковской галереи, источник множества репродукций и визуальных цитат.
Но в начале XX века ход истории резко ускорился, мир пережил небывалое количество социальных катаклизмов, войн, реформ или революций. В искусстве это отразилось в росте числа работ на политические темы, пополняющих коллекции музеев. А поскольку внутренние и межстрановые конфликты, перемены и политические дебаты в истории человечества всегда были, есть и будут ─ политические картины также будут расти в цене.
О возможностях таких арт-объектов можно судить на примере Бэнкси: его картина «Деградировавший парламент» в 2019 году была продана на Sotheby’s за £9,9 млн. фунтов и достигла такой стоимости благодаря Брекситу. А работы Жана-Мишеля Баския на темы социального неравенства и борьбы с расизмом уже не один год в топе международных аукционов.
Что касается России, можно сказать, что последние 100 лет искусство здесь практически не существует вне политики.
Искусство революции: от новой иконы до абстракции
После Октябрьской революции 1917 года правящая верхушка стремилась использовать искусство как средство влияния на сознание масс. Первыми попали в поле зрения власти авангардисты: большинство художников поддерживали идеи мировой революции. Отсюда и название: авангард, как передний край революционных идей и ее визуальное выражение. Сам же художник раннего авангарда видел себя вождем бессознательной толпы.
В знаменитом плакате «Красным клином бей белых» конструктивист Эль Лисицкий использует супрематический язык Малевича в политических целях. Вооруженный конфликт описывается через простые геометрические формы. Действие закодировано в тексте и лозунге. Этот плакат и без букв читался бы слева направо. Лисицкий конструирует новый мир, создает формы, описывающие и порождающие новую жизнь.
Другое название этой картины — «1918 год в Петрограде». Молодая мать с младенцем представлены на фоне города, где только что отшумела революция и люди пытаются привыкнуть к новой власти и жизни. В отличие от многих коллег, Петров-Водкин своим творчеством не стремился до основания уничтожить старый мир. Но ставил задачу отразить перемены судьбы России в контексте истории.
Поэтому, несмотря на актуальный сюжет, форму исполнения он берет из прошлых эпох, не отказывается от фигуративной живописи. Картина напоминает икону или фреску эпохи Возрождения.
К началу 1930-х авангардные течения в советском искусстве ушли в оппозицию, хотя и успели стать легендой. Официальным стилем страны на долгое время стал соцреализм – искусство с традиционным языком, представляющее утопические картины жизни советского государства.
Соц-арт: «Господи, помоги мне выжить среди этой смертной любви!»
Однако авангард никуда не исчез. Он продолжил развиваться вне официальных институтов и программ финансирования, в рамках частных кружков и мастерских. И в начале 70-х из него вырос позднесоветский оппозиционный стиль, названный создателями «соц-арт» по аналогии с поп-артом. Его основоположники – Виталий Комар и Александр Меламид, выпускники Строгановского художественно-промышленного училища. ВУЗ специализировался на монументальной пропаганде, а два его оппозиционно настроенных выпускника занялись анализом и ироническим разбором этой пропаганды.
Название они придумали в 1972 году. Вместо предметов потребления, как в поп-арте Энди Уорхола, они размещали на полотнах, плакатах или разбирали на перформансах советские лозунги, визуальные клише, поведенческие модели. Представляли их в юмористическом ключе, пародировали. Примеры – их «Двойной автопортрет» в стиле традиционных изображений Ленина и Сталина. Или картина «Происхождение советского реализма», где в классической технике изображен Сталин и посетившая его муза.
Кульминацией, а по стечению обстоятельств и заключительным аккордом соц-арта стало граффити Дмитрия Врубеля «Господи, помоги мне выжить среди этой смертной любви» на Берлинской стене.
В основе сюжета ─ легендарный приветственный поцелуй генсека СССР Леонида Брежнева и лидера ГДР Эриха Хонеккера с фотографии Барбары Клемм / Режи Боссю. Когда-то казалось, что дружба двух стран будет вечной. Но всего через десять лет по всей Европе начались масштабные политические изменения: в 1989 году была открыта, а позже снесена, Берлинская стена, в 1990 году произошло объединение Германии в единую ФРГ, а в 1991 не стало СССР.
Печально известная стена, долгие годы делившая Берлин на две части, превратилась в экспозицию граффити. «Братский поцелуй» молодого художника из СССР Дмитрия Врубеля молниеносно сделал автора знаменитым, а сам превратился в символ падения границ и конца Холодной войны.
Название граффити: «ГОСПОДИ! ПОМОГИ МНЕ ВЫЖИТЬ СРЕДИ ЭТОЙ СМЕРТНОЙ ЛЮБВИ» по признанию самого художника было связано с личной историей, но для остальных людей звучало как напоминание о трагической гибели многих людей, пытавшихся бежать из Восточного в Западный Берлин.
По мотивам граффити позже была создана картина, приобретенная в коллекцию Третьяковской галереи.
История движется по спирали. Поэтому талантливо созданные работы на политические темы через 20, 50 или 100 лет вновь становятся актуальны и обретают новый смысл и трактовку. Так, современному зрителю поцелуй двух пожилых мужчин напоминает «искусственное дыхание» отмирающей политической системы.
Современное политическое искусство в России: бунтари и творцы
Пожалуй, нигде политика не встречается так часто, как в российском искусстве после 1991 года. Целые галереи специализируются на теме визуального выражения протеста. А перформансы и акции, вроде печально известного выступления Pussy Riot, приводят к политическим скандалам.
Вместе с тем, по наблюдениям соучредителя и генерального директора ARS Gallery Дмитрия Матвеева, шанс вызвать не сиюминутный ажиотаж, а войти в историю намного выше у художников, которые стремятся не просто выражать протест средствами искусства или быть оригинальными, а искать новые смыслы, нестандартные стилистические решения и концепции и сохранять профессионализм. Это ключевые условия для отбора резидентов и работ в коллекцию данной галереи.
Пример – триптих Никиты Паречина “Символы России”. Для работ молодого художника, выпускника МГХПА им. С. Г. Строганова и участника многочисленных выставок в России и за рубежом, характерна поэтизация российской действительности и помещение исторических явлений в современный контекст, что рождает новые смыслы. В данном случае автор использует три самых популярных символа страны: русскую берёзу, взлетающую ракету и хрущевку в спальном районе. Для советских детей они становились первыми образами родины, которые те видели на прогулках и на иллюстрациях в книгах. Но прошло время, эти дети выросли, а у некоторых из них уже есть внуки, березы стали казаться ниже, а образы прогресса превратились в символы утопического мышления и важную часть национальной памяти. В этом смысле они не теряют значимости и становятся предметом постоянной рефлексии. Техника работы оригинальна тем, что имитирует фотонегатив и заставляет подумать об эпохе конца 80-х-90-х, когда съемка на пленочный фотоаппарат была основной формой фиксации воспоминаний, и сопоставить “тогда” и “сейчас”.
Второй пример – работа из нашей коллекции «Братский поцелуй» Ильи Крейдуна, молодого художника из Санкт-Петербурга, который уже успел стать участником крупных выставочных мероприятий в России и Китае и номинантом международных конкурсов. Это современная версия легендарной встречи Брежнева и Хонеккера, увековеченной Дмитрием Врубелем.
Сегодня тема работы актуальна как никогда. Эта картина напоминает нам, что история повторяется и может быть переосмыслена. Что касается исполнения, художник берет за основу советский конструктивизм 1920-х, напоминая, что его идеологи считали искусство политической силой. Но развивает его через акт деконструкции, разрыв линий, разъединение деталей ─ символ распада привычного миропорядка. И в отличие от работы Врубеля, она еще может быть приобретена в частную коллекцию.
Еще больше примеров современных работ на актуальные социально-политические темы и вариантов для перспективных инвестиций в искусство вы найдете на сайте ARS Gallery.