Найти в Дзене

ЗАЧЕМ ВЕРИТЬ В ВОСКРЕСЕНИЕ МЕРТВЫХ, КАК УБЕДИТЬСЯ В ЕГО ИСТИННОСТИ И КАКИМ БУДЕТ ВСЕОБЩЕЕ ВОСКРЕСЕНИЕ?

Святитель Кирилл Иерусалимский: "корень всякого доброго дела есть надежда воскресения. Ибо ожидание награды укрепляет душу в доброй деятельности. Потому что всякий работник охотно переносит труды, когда предвидит за труды плату; а у тех, которые трудятся, не видя платы, прежде времени с телом изнемогает и душа. Воин в ожидании награды охотно идет на врагов; напротив, никакой воин, находясь в службе у нерассудительного царя, который не дает платы воинам за труды, не хочет умереть за него. Так и всякая душа, верующая воскресению, хранит сама себя как должно; а неверующая воскресению пускается на погибель. Верующий, что тело воскреснет, хранит эту одежду, и не оскверняет тела любодейством, а неверующий воскресению предает себя любодейству, не радя о своем теле как бы о чужом. Итак, вера воскресению мертвых есть важное наставление и учение Святой Соборной Церкви, важное и весьма нужное; и хотя многие противоречат ему, однако истина удостоверяет в нем.... противоречат нам так: отходит в землю умерший человек и сгнивает, весь превращается в червей, потом и черви умирают. Такой гнилости и разрушению подвергается тело; как же оно воскрешено будет? Утонувших пожрали рыбы, и сами они пожраны. Сражавшихся со зверями медведи и львы умертвили, сокрушив самые кости. Коршуны и вороны, съевши плоть лежащих мертвецов, разлетелись по всему миру. Откуда возьмется тело? Из птиц, съевших его, одной случится умереть в Индии, другой – в Персии, а иной – в земле готов. У других, которые сгорели в огне, и самый пепел дождь или ветер разнес. Откуда возьмется тело? Для тебя, человека, существа весьма ограниченного и слабого, далеко Индия от земли готов, далеко Испания от Персии; а для Бога, Который в горсти содержит всю землю, все близко. Итак, потому, что ты слаб, не представляй себе немощным Бога, но лучше обрати внимание на Его могущество. Солнце, не великое дело Его, одним устремлением лучей согревает весь мир; и воздух, который Бог сотворил, объемлет все в мире; а Бог, Творец солнца и воздуха, ужели далеко находится от мира? Пусть будут смешаны различные семена растений (тебе, слабому в вере, и примеры представляю слабые); и сии различные семена растений будут находиться в одной горсти твоей; для тебя, человека, трудно ли, или, напротив, легко различить, что находится в твоей горсти, и семена каждого растения по свойству их отделить, и дать им свое место, чтобы росли? Так, ты можешь различить и привести в прежнее состояние, что находится в руке твоей; а Бог неужели не может различить и привести в прежнее состояние, что содержится в горсти Его? Уразумей, что говорю я; не есть ли дело нечестивое отвергать это? Вникни и в самый закон справедливости и обратись к самому себе. Ты различных имеешь рабов: одни из них хороши, другие худы; хороших, конечно, ты почитаешь, а худых наказываешь. И если ты судья, то хвалишь добрых и наказываешь законопреступников. Итак, у тебя, смертного человека, справедливость наблюдается; а у Бога, вечного всех Царя, неужели нет справедливого возмездия? Нечестиво отрицать это. Рассмотри, что говорю я: многие убийцы ненаказанные умерли на своих ложах; где же правосудие Божие? Часто убийца виновен бывает в пятидесяти убийствах; но ему одну отсекают голову; где же он примет наказание за сорок девять убийств? Если не будет суда и возмездия по окончании мира сего, то ты будешь обличать Бога в неправосудии. Впрочем, не удивляйся медленности суда. Всякий подвижник по совершении подвига увенчан или посрамлен бывает; и определяющие подвижникам награду никогда не увенчивают их во время подвигов, но ожидают, пока совершат их все подвижники, чтобы после всего, разобрав, могли дать приличные каждому награды и венцы. Равным образом и Бог, когда еще продолжается в мире этом подвиг, хотя и помогает сколько нужно праведным, но совершенную награду воздает им после. Если, по твоему мнению, не будет воскресения мертвых, то почему обвиняешь ты тех, которые ограбляют мертвых? Если тело погибло и воскресения нельзя надеяться, то почему подвергнется наказанию ограбляющий мертвецов? Видишь ли, что хотя устами отрицаешь ты воскресение, впрочем, в совести твоей истина его остается непреоборимой. Дерево посеченное опять расцветает; а человек, посеченный смертью, ужели не расцветет? То, что сеем и пожинаем мы, сохраняемо бывает на гумнах; а человек, когда пожинается из этого мира, ужели не будет сохранен на гумне того мира? Быв совершенно отрезаны и посажены, ветви винограда или других деревьев оживают и приносят плод; неужели же человек, для которого и деревья существуют, после того как отойдет в землю, не воскреснет? Если сравнить трудность вещи, то что тяжелее: сначала ли изваять статую, или упавшую привести в прежний вид? Бог, Который сотворил нас из ничего, неужели не сможет воскресить существующих, когда умрем? Но ты, эллин, не веришь тому, что говорится в Писании о воскресении; рассматривай предмет сей из природы вещей и познавай оный из того, что видишь доселе. Сеется пшеница, если случится, или другой какой род семян: упавшее семя умирает, согнивает и делается негодным для пищи. Впрочем, сгнивши, является оно в зелени, и, упавши в малом виде, является теперь в виде прекрасном; но пшеница сотворена для нас. Ибо пшеница и дарует семена для нашего употребления, а не для них самих сотворены. Так сотворенное для нас, быв умерщвлено, оживает; а мы, для которых сотворено это, умерши, неужели не восстанем? Зимнее время теперь, как ты видишь; деревья стоят будто мертвые, ибо где листья смоковничные? Где кисти виноградные? Впрочем, мертвы они зимой, а весной зеленеют; и когда придет время, тогда как бы сама мертвенность сообщает им жизнь. Бог, предвидя неверие твое, в видимом тобою каждый год являет действие воскресения, чтобы ты, смотря на случающееся с вещами бездушными, поверил тому касательно и воодушевленных, разумных существ. Мухи и пчелы, по большей части в воде задушаемые, в свое время воскресают, и некоторые роды земных животных, зимой пребывая недвижимы, во время лета воскресают. Так как слабы твои понятия, то сообразные с оными представляю тебе и примеры. Итак, Тот, Который бессловесным и презренным животным сверхъестественно сообщает жизнь, неужели не благоволит даровать ее нам, для которых сотворил их?...Но особенно заметьте то, что Павел, как бы перстом указывая, говорит: «ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1Кор.15:53). Ибо тело это восстанет не в том состоянии немощи, в котором оно теперь, то же самое восстанет, но изменится, быв облечено в нетление; изменится подобно тому, как железо от огня делается огненным, или, лучше, как знает это воскрешающий Господь. Восстанет то же самое тело, но не в том состоянии, оно будет вечным. Уже не будет иметь нужды в нашей пище для поддержания жизни, ни в лестницах для восхождения. Оно будет духовное, чудное, такое, которого свойств изъяснить как должно мы не можем. Тогда праведники, говорит Писание, воссияют, как солнце (Мф.13:43) и луна и как светила на тверди (Дан.12:3). И Бог, предвидев человеческое неверие, малейшим червям во время лета даровал способность испускать из тела световидный блеск, чтобы люди, судя по тому, что видят, верили тому, чего ожидают. Тот, Который дает несколько, может подать и все: Тот, Кто сотворил червя блистающим, тем более просветит праведного человека. Итак, мы восстанем и все будем иметь вечные тела, но не все подобные. Если кто праведен, получит тело небесное, в котором бы смог он как надлежит обращаться с Ангелами; если же кто грешен, получит вечное тело, долженствующее терпеть мучение за грехи, дабы вечно гореть в огне и не разрушаться. И праведно воздаст Бог и тем и другим. Ничего мы не делаем без тела. Хулим устами и молимся устами, блудодействуем телом и чистоту храним телом; похищаем рукой и милостыню даем рукой, равно и все прочее. Итак, поскольку во всем тело содействовало душе, то и возмездие в будущем веке получит соответственно делам своим. Итак, будем, брат, хранить тела свои, не станем употреблять их на зло, как чужие; не будем, подобно еретикам, говорить, что эта одежда телесная есть чужая, но будем хранить, как свою. Ибо надлежит нам дать ответ Господу во всем, что мы сделали в теле. Не говори: никто меня не видит, и не думай, что нет свидетельства дел твоих: человека – свидетеля часто нет, но Творец, неложный свидетель, пребывает верный на небесах (Пс.88:38) и видит дела твои: притом и скверны греховные остаются на теле. Ибо как рана, приключившаяся телу, хотя бы как-нибудь излечена была, оставляет, однако же, по себе признак, так и грех уязвляет душу и тело, и знаки бывших ран остаются в обоих, а изглаждаются только у тех, которые приемлют крещение. Прежние язвы души и тела исцеляет Бог через крещение, но впредь все мы вообще должны остерегаться, чтобы сохранить нам эту одежду телесную в чистоте и чтобы ради кратковременного любодеяния и сладострастия или другого какого-либо содеянного греха не лишиться небесного спасения, но чтобы наследовать Царство Божие, вечное, которого всех вас Своею благодатью да сподобит Бог".