Хотелось драть на голове волосы. Первый раз дала тест группе по «Беовульфу» — и он с легкой руки моих студентов стал «Биовульфом». Не иначе как с полезными бактериями 😂
Герой англосаксонского эпоса Беовульф — это не йогурт, а «волк пчёл», то есть медведь. Так прозвали его за храбрость и воинскую доблесть — он помог датскому конунгу Хродгару побороть страшного Гренделя, а потом и его мать. Свою гибель Беовульф нашёл в поединке с драконом, охраняющим золото (знакомый сюжет, не правда ли?).
Мотив борьбы с хтоническими (буквально «земляными») существами — теми, кто живет в земле и существует под землей — сближает эпос с более поздней «Песнью о нибелунгах» — и указывает на их общую древнегерманскую праоснову (у англосаксов не было такой мощной мифологической традиции, как у скандинавов и кельтов), поэтому и Беовульф — эпос маргинальный, на стыке мифолого-архаического и историко-героического.
Беовульф похож на героя сказки. В юности он был силён, как 30 воинов, но беспечен и ленив — и его желание помочь соседу — это элемент инициации, взросления; у Беовульфа есть волшебный меч — Хрунтинг (Икеа повеяло?), и битв главных у него тоже три. Исследователи отмечают, что «эпопея хранит многие следы своей предыстории, коренящейся в народном творчестве. Но трагический финал – гибель Беовульфа, равно как и исторический фон, на котором развертываются его фантастические подвиги, отличают поэму от сказки, –это признаки героического эпоса».
«Беовульф», занимая промежуточное положение между архаикой и героикой, открывает нам эпоху нового эпоса, в основе которого не миф, а история.
В 2007 году Роберт Земекис снял на сюжет «Беовульфа» одноименный фильм с Анджелиной Джоли, Энтони Хопкинсом, Джоном Малковичем и массой отступлений от оригинала. Может, если бы там снялся Том Хэнкс, фильм вышел бы лучше... 😜