Найти в Дзене
ArmInfo

Авигдор Эскин: Армении стоит всерьез подумать о перспективах мирного соглашения, как и о перспективах жизни при его отсутствии

АрмИнфо. Израильский общественный деятель и политический аналитик Авигдор Эскин часто дает интервью армянским СМИ. Из сказанного им в последнее время АрмИнфо выделило несколько вопросов, которые, на наш взгляд, нуждаются в более основательной интерпретации, и обратилось к аналитику с просьбой о комментариях.

- Авигдор, недавно в одном из своих интервью армянским СМИ Вы заявили, что <нет уверенности, что Россия продолжит сохранять свою миротворческую миссию в Нагорном Карабахе>. На чем основана эта ваша точка зрения? Вы считаете, что Россия, создав опорный пункт в Карабахе, близ границы с Ираном, по каким-то причинам может отказаться от такого стратегического присутствия?

- События последнего месяца не укрепили статуса России на территории бывших советских республик. На протяжении всех тридцати лет после развала СССР Москва не сумела утвердиться там при помощи <мягкой силы>, а сейчас и вовсе вызывает жесткую критику на всех бывших советских территориях. Исключение составляют Белоруссия и частично - Армения. Если бы военная кампания против Украины увенчалась быстрой манифестацией силы, то возможны были иные сценарии. Но на данном этапе Россия теряет влияние.  Заинтересованность Москвы в присутствии в Армении и в Карабахе сохраняется, но ее возможности могут оказаться под вопросом в случае вступления в кризис или в депрессию в результате трудностей военного характера на Украине и ухудшения климата внутри страны вследствие экономических причин. Нельзя исключать такого сценария, что через несколько месяцев России будет <не до Карабаха>. Это попытка указать на возможный сценарий, а не предугадывать что-то. При этом я вовсе не призываю пренебрегать ролью России и влиянием, а напротив. Это жизненно важное и на сегодняшний день безальтернативное стратегическое достояние Армении. Ваше правительство ведет себя вполне разумно, отказываясь от участия в антироссийской кампании. Речь идет не о поддержке тех или иных действий России, а о заботе об армянских интересах.

- Понятно, что безопасность армян Нагорного Карабаха была возложена на российских миротворцев. Это логический результат 44-х дневной войны, которая была прекращена исключительно благодаря позиции России, кто бы что бы сегодня не говорил, и не выдвигал различных версий, как произошедшего, так и причин, побудивших Азербайджан пойти на силовое решение вопроса. Это неоспоримый факт. Но тем не менее, та же Россия согласилась на сохранение и даже <реинкарнацию>, я бы так назвал, МГ ОБСЕ в качестве международной структуры, способной и долженствующей найти мирное решение вопросу в рамках тех же международных принципов, в том числе и права наций на самоопределение.  Этот нарратив, по понятным причинам, не <нравится> сегодня Западу, но <нравится> России. Но Вы считаете, что <ни один международный сценарий не актуален для Армении.  Право Армении на Карабах защищать никто в мире не собирается>. Почему? И что Вы об этом думаете?

- Ни одна страна в мире не вмешалась активно в ход вашей войны. Если не Москва, Азербайджан имел все возможности вернуть себе полностью Карабах. Давайте представим себе, что завтра Россия отказывается от миротворческой миссии. Что произойдет тогда? Ответ на этот вопрос ясен.  И иллюзии по этому поводу беспочвенны. Упование на США, на Францию или на Иран не имеет никаких реальных основ. Подчеркнем, что мы говорим только о Карабахе, а не о попытке вторгнуться на территорию суверенной Армении. Что касается международных принципов, то есть несколько решений СБ ООН по Карабаху, в которых отдается предпочтение принципу <нерушимости границ>, а не <национальному самоопределению>. В прошлом особый статус Карабаха был аксиоматичным и для азербайджанской стороны. Если в ходе переговоров Армения сможет и сейчас добиться таких результатов, то никто в СБ ООН не станет возражать.

- С одной стороны, Вы считаете, что Армении нужно укреплять свои ВС и экономику, с другой - считаете, что с мирным договором надо поспешить. Вы верите, что положенный на бумагу мир откроет Армении <дороги в разные миры>? Как показывает история международных отношений после падения Берлинской стены, международные договоренности отныне ничего не стоят, и не будут стоить до тех пор, пока в мире, или в ее, по крайней мере, <западной части>, не сформируется новый силовой баланс. Только в этом случае любые периферийные мирные соглашения будут иметь шанс на успех. Кому если не израильским аналитикам об этом знать через призму более чем полувекового неудачного опыта решения ближневосточного кризиса.

- Опыт Израиля является во многом примером успеха, а не неудачи. Это связано с тем. Что за 73 года Израиль увеличил свое еврейское население в двенадцать раз, укрепился как ведущая научная и военная держава, а наше ВВП сегодня - около половины триллиона долларов. Поэтому нам удалось прийти к мирным соглашениям с ведущими арабскими странами. При том, что мы не достигли полного спокойствия, о чем свидетельствуют последние теракты палестинских извергов.  Что же касается Армении, то два года назад и двадцать лет назад она могла прийти к куда более выгодному соглашению с Азербайджаном, нежели при даже самом лучшем сценарии сегодня.  Ваш опыт всецело указывает на то, что время начнет работать на вас только в случае достижения мирного решения. Пока же время работало на Азербайджан. Армения сохраняет громадный интеллектуальный и творческий потенциал своих жителей и диаспоры. Экономическое развитие и реализация собственных талантов станут более реальными в мирной обстановке. Поэтому стоит всерьез подумать о перспективах мирного соглашения и также о перспективах жизни при его отсутствии.