Найти тему
Пошлая Консерва

Международные организации, как инструмент политического давления.

В последнее время многие Россияне не в первый раз столкнулись с небывалым потоком санкций в отношении РФ. Последний раз примерно такой же поток санкций обрушился на нашу страну в 2014 году. Однако даже тогда их объем не был настолько глобален, это уникальный случай, когда многие предприятия крупного бизнеса покинули рынок целого государства. Однако, видя разрушительные последствия санкций для собственных экономик, многие недружественные государства заговорили о санкциях сугубо политических. Так в новостях промелькнули сообщения о том, что Байден, в частности, предложил исключить РФ из G20 (https://www.forbes.ru/society/460335-v-kremle-nazvali-ne-smertel-nym-vozmoznoe-isklucenie-rossii-iz-g20-v-g20-vazhno-dlya-rossii--no-isklyu), также нельзя забывать про недавнее исключение Российской Федерации из Совета Европы. Сегодня я предлагаю рассмотреть, какие еще организации может покинуть РФ федерация из-за санкций, насколько это будет легально и как это отразится на международном праве, в целом. Конечно же, все как и всегда будет рассмотрено исключительно с позиций права, не затрагивая политику и экономику

Итак, прежде всего следует определиться, какие организации вообще могут исключить РФ по своей природе. Дело в том, что все международные организации делятся на правительственные (МПО) и неправительственные (МНО), и это очень сильно определяет специфику их регулирования. Как правило, в МНО входят частные лица, физические и юридические, государства, негосударственные образования и прочие. Как правило, никаких существенных ограничений для создания таких организаций нет, однако эти организации не имеют никаких властных полномочий, да, они могут оказывать определенное давление на государства и многие из них имеют весомую роль на мировой арене (МККА, Врачи без границ, Гринпис), однако никакой власть они не обладают. Поэтому сложно говорить о изгнании России из таки организаций, так как они считаются зачастую аполитичными и членство в них не дает существенных привилегий, а также сложно разграничить, что считать членством РФ в них (членство, как государства или членство ее граждан)Значительно иначе обстоят дела с международными правительственными организациями. Эти организации хотя и являются вторичными субъектами МП (поскольку создаются благодаря волеизъявлению государств), очень часто имеют широкий объем полномочий. Такими организациями являются, например: ООН, НАТО, СНГ, ОПЕК, МАГАТЭ и прочие.

Как вы видите, данные субъекты по сути активно творят и реализуют международное право, поэтому членство в них дает ряд значительных привилегий, как на политическом поприще, так и в торговле, защите окружающей среды и прочем. Поэтому исключение из таких организаций может крайне отрицательно сказаться на государственном авторитете. Сегодня мы разберем процедуру исключения из нескольких МПО.

G 20 Начнем с организации, которая не является МПО, а скорее неформальным объединением крупнейших экономик мира - G20. И хотя статуса МПО у большой двадцатки нет, нельзя недооценивать ее роль, так как она по сути объединяет 90% мирового ВВП и является важной организацией, координирующей развитие стран с рыночной экономикой. Можно ли исключить РФ из данной организации? К сожалению, да. Хотя Китай и выразил протест данным действиям, факт того, что изначально при формировании из 33 стран было выбрано 22, говорит о том, что страны отсеивались и, вероятно, при совместном принятии решения "двадцаткой" Россию просто перестанут приглашать на ее форумы. Не может же РФ заявиться без приглашения. Так что исключение РФ из двадцатки это возможный, хотя, на мой взгляд, не совсем логичный шаг.

ООН - это крайне спорная и щекотливая, на мой взгляд ситуация. Согласно ст. 6 Устава ООН, государство может быть исключено из организации, если систематически нарушает принципы, провозглашённые в Уставе ООН. Однако, для исключения государства необходимо, чтобы была представлена рекомендация Совбеза ООН и Ген. Ассамблея проголосовала за выход государства из ООН. И хотя процедура исключения существует, для России она будет практически неосуществима. Во-первых, РФ является Членов Совета Безопасности, а согласно статья 27 того же Устава, для принятия решения необходимо согласие всех 5 постоянных кленов, которым, в свою очередь является Россия. Процедуры исключения в обход этого правила не существует. Поэтому мне кажется нерациональным исключать РФ из ООН, даже если Запад очень сильно этого захочет. В конечном счете, задача ООН сдерживать агрессию, поэтому даже, если РФ признают агрессором, влиять на нее через ООН гораздо проще. Так что ООН - точно нет. (https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text)

ИМО (Всемирная морская организация) - не предусмотрена процедура исключения для государств (https://docs.cntd.ru/document/1900731?marker=6540IN)

МАГАТЭ (Всемирная организация ядерной энергии) - не предусмотрена процедура выхода из организации (https://docs.cntd.ru/document/901851822)

ВТО (Всемирная Торговая Организация) - Российская Федерация вышла самостоятельно из данной организации

МВФ ( Международный Валютный фонд - согласно Уставу МВФ можно приостановить доступ к Ресурсам фонда, если деятельность государства противоречит его целям. Однако, нельзя полностью исключить государство из членов фонда. Также на Западе предлагали лишить РФ права голоса в данной организации, но я не представляю насколько это возможно. (https://docs.cntd.ru/document/901744028)

Таким образом, Российскую Федерацию не представляется возможным исключить из важнейших международных организаций, единственным шагом, который действительно оказал отрицательное влияние - это исключение из ВТО, однако, как мы видим едва ли у "недружественных стран" остались инструменты для исключения России из МПО. Плюс нельзя забывать, что РФ является членом многих организаций, который не подчиняются воле США. Таких как БРИКС, СНГ, ОДКБ и прочие, которые являются более надежной опорой в трудные времена, а также не смогут исключить РФ по своему субъективному желанию.

Так что не расстраиваемся раньше времени жизнь продолжается, все еще впереди, международное право почти на нашей стороне.