Вспомнить всё.
Итак, сначала нас грели возможной блокировкой *Instagram. И был этот прогрев по всем законам драматургии. Из сети, которую позже (всего-то пару недель спустя), признают экстремистской, демонстративно, громко и показательно вышли все главы регионов. Они сделали это так фактурно, что их фолловеры немного растерялись - как быть им? Их, кстати, суммарно у избранников народа за долгие годы подтянулось не много/не мало - свыше 10 млн человек. Пришлось попрощаться.
Вслед за властью на выход выстроились гос и около того бренды, компании, службы и ведомства, потом блогеры, ну и так далее.
Итак, далее последовали первые официальные заявления: Роскомнадзор вслед за *Facebook заблокирует *Instagram, но на этом не успокоится, на *Meta подадут в суд (нечего метить аккаунты изданий, контролируемых государством РФ, блокировать их рекламные кабинеты и позволять фаст-спич в отношении захватчиков), но пару выходных на «сохранить фоточки» всем щедро дадут, так уж и быть.
И вот эти два законных релаксных дня бизнес на пике всех эмоций нон-стопом 24 часа пакует портфель контента и прикармливает телеграмовскими марафонами инста-подписчиков. Увлекательное зрелище. QR-коды летят стопками. Ленты превращаются в один сплошной штрих-грам.
Первый день блокировки отметился VPN-перекличкой: кто живой? За неделю многие расслабились, ведь выживших оказалось 34 млн. Но заседание суда по *Meta не заставило себя ждать. Говорю, что все развивалось мгновенно. Сеть признали экстремистской, пояснив, что постить можно. Пояснив на словах, правда. Резолюцию решения не обещали и сомнения в свободе пользования смущали, но решение последовало и в письменном виде: никаких санкций, ни для граждан, ни для юрлиц - постить можно ✔️
Импортозамещение сложнейшего IT-продукта случилось, наверное, быстрее всего. В марте мы успели увидеть Россграм, узнать о Limbico и Now. И даже Сбер удивил заявлением об экосистеме под ключ с собственной соцсетью-аналогом запрещенки.
Параллельно инста-страстям перманентно разгорались и затухали искры вокруг YouTube. Платформу пока не заблочили. Но на «пока» не надежды немного.
Все эти события успели случиться за один март. Наверное на рынке не осталось ни одного бренда и личного бренда, маркетинг которых не стал бы как минимум двуногим.
Лично я за этот март пережила маленькую профессиональную смерть и большую новую жизнь - следом: попрощалась со свободой *Instagram, стартовала свою телегу, перевезла с сети десятки клиентских профилей, пообщалось с сочинскими блогерами, рассказала о миграции «по-русски» на столичном НАТ… и смирилась с новыми формами коммуникаций. Из онлайна нас отбросило в офлайн. Из метавселенных - в курилки. Ну раз так, так…
Кстати, только вчера обнаружила, что маркированное Meta РИА Новости (издание, контролируемое РФ - такая отметка у аккаунта/ из-за запрета в том числе на это агентство изначально весь сыр-бор в *Facebook поплыл) не останавливалось с постингом в запрещённых сетях в VPN режиме ни на день. Только вчера все это заметила. А сколько всего ещё не увидела из-за этой суеты… уххх
*Instagram, Facebook - соцсети Meta, признанной в РФ экстремистской