Все эти милые разговоры о неизбежности восстановления советского уклада не имеют под собой никакой основы. Мечта о создании великой страны, построенной исходя из социалистических принципов, достойна того, чтобы лежать на одной полке с другими замечательными утопическими идеями о Царстве Божием на земле, глобальной либеральной демократии и просвещённом трансгуманизме.
Для ностальгического чувства о переживаниях, которых человек никогда не испытывал, писатель Джон Кёниг придумал слово «анемоя», обозначающее ностальгию по тому времени, в котором никто никогда не жил. Часто такое чувство испытывают молодые люди, попавшие под очарование эстетики советского прошлого, их можно понять. А что насчет старшего поколения? Они видели всё это своими глазами, но некоторые до сих пор беспрекословно верят в идеалы коммунистического строительства.
Ностальгия по советскому прошлому в России подогрета искусственно. Возможно, именно поэтому, говоря об СССР 2.0, имеют в виду Россию в её «улучшенной» версии. Второй извод Советского Союза — это не воссоединение бывших советских республик с целью не допустить ошибок прошлого, а использование Российской Федерации в качестве топлива для очередного социалистического эксперимента, который на самом деле является принесением в жертву. И этот оккультизм, где главным символом является вовсе не серп и молот, а красная звезда, не находит под собой ничего разумного и целесообразного. Адепты этого культа не видят в России ценность как таковую. В слове из шести букв они видят только пять — РСФСР, потому что существующее в современном виде государство их не устраивает. Оно воспринимается лишь в качестве осколка некогда великой страны. Но в чём состояло её былое величие?
Мало кто в здравом уме готов покинуть родную страну по причине отсутствия на прилавках нового айфона или кока-колы. Можно сколь угодно потешаться над новой волной колбасной эмиграции, но бытовая необеспеченность является лишь производной от всеобщей потребительской неудовлетворённости и фрустрации. Именно трудности, возникающие на пути удовлетворения базовых материальных потребностей, становятся последней соломинкой, переламывающей спину верблюду. Не все, кто сейчас покинул Россию, могут честно говорить о своём основном мотиве для переезда — поиске лучшей жизни. Тем и вызваны их громкие высказывания о том, как им стыдно и позорно быть русскими. За всеми этими словами стоит ровно одно желание — жить как нормальный человек. И это вполне понятно.
Им противостоят потребители с другого фланга, которые остаются в России и продолжают удивляться тому, что товар X вчера стоил 100 рублей, а сегодня — 140 рублей. Возмущенные ценовым беспределом, они бы очень хотели вернуться туда, где многочасовые очереди ведут за кусочком колбаски или маслица. Но, оказавшись в ситуации, когда невозможно получить товары первой необходимости без хождения по мукам, редкий человек воспрянет духом и скажет: «Я дома».
Даже если мы предположим, что в будущем российская власть сделает головокружительный поворот в сторону национализации, централизации, государственного регулирования цен, индустриализации и отказа от западных идеалов, то это не будет СССР 2.0. Это будет Российская Федерация 2.3.28 или ещё какая-нибудь другая версия прошивки. Ресурсов такой системы не хватит на крупномасштабные стройки, производство передовых компьютеров и освоение Марса для выращивания яблонь. Верхний порог национальных достижений будет занижен вдвое, втрое или даже вчетверо. Хоть и на уровне интуиции, но мы все это понимаем.
При таком раскладе невозможность проведения конструктивных реформ доведёт страну до финальной черты. И снова сядут за один стол эксперты с противоположными точками зрения и будут развлекать нас беседами о том, что всё это можно было предотвратить, и причины лежали не внутри, а пришли извне. Скучно, уже проходили.
Желать России улучшиться до состояния новоиспеченного советского государства — значит хотеть, чтобы Россия вновь прошла через весь цикл, начинающийся с военного коммунизма, а заканчивающийся известно чем. Семьдесят лет социализма дали понимание предсказуемости исхода строительства любых суперпроектов, которые ставят крест на человеке как главной ценности.
Всё еще хотите повторить?
А сейчас я бы хотел узнать ваше мнение. Пишите в комментариях, с чем вы согласны или не согласны. Ставьте палец вверх и подписывайтесь.