Найти в Дзене
Академия Ukids • Soft skills

ХАМСТВО, КРИКИ, КУЛАКИ природа детской агрессии

  • Почему дети обзываются и дерутся?
  • Смысл и скрытые причины агрессии

Как справиться с агрессией и хамством
и не сойти с ума.

Не только дети, но и взрослые иногда ведут себя агрессивно. Однако, когда мы замечаем ее у взрослого, мы не считаем его плохим и невоспитанным человеком. Мы допускаем, что у него мог быть неудачный день, он устал или что-то очень сильно разозлило его. Но когда агрессию проявляет ребенок: обзывается, дерется, толкается, кричит и др, часто хочется не оправдать, а исправить: наказать, перевоспитать, указать, что так делать нельзя.

НО АГРЕССИЯ – ЭТО НОРМАЛЬНО.
Ее нельзя подавить, запретить, спрятать и никогда не ощущать.

Но нужно разобраться с причинами, которые ее порождают. и понять пути перенаправления агрессии в полезное и безопасное русло.

Проявляя агрессию, ребенок реагирует на невозможность сделать то, что хочется, так, как хочется. Иными словами, когда ребенок дерется, кричит, бьется в истерике, хамит или царапается, таким образом он пытается выразить непростые эмоции, защитить себя или достичь желаемого.

Здоровый взрослый человек уже умеет контролировать свои проявления и импульсы,
а ребенок только учится этому.

«Агрессия – это не есть плохо, это прекрасно, она позволяет живым существам жить, бороться за свою жизнь, защищать свое потомство, защищать свою территорию, преодолевать трудности, добиваться цели»

Людмила Петрановская

ПРИЧИНЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

На первый взгляд кажется, что причины очевидны. Просто ребенок не получил еще одну конфету или третью серию мультфильма, жадный или избалованный. Но это не так.
Дети ведут себя хорошо тогда, когда могут.

На самом деле корни агрессии кроются глубже:

В младшем школьном возрасте это:

  • адаптация к новым условиям: школа, учебная нагрузка, бОльшая ответственность за свои поступки, сверстники и друзья.
  • попытка восстановить социальные связи: обратить на себя внимание учителя, родителя или сверстника.
  • нежелание признать свою неправоту или поражение. Для ребенка важно одерживать победу, добиваться своего. Когда этого не происходит — возникает агрессия.
  • наказания и непозволение проявлять любую агрессию. В такой ситуации ребенок не учится понимать свои эмоции и чувства, не учится контролировать себя. Вместо этого отрицательные эмоции постепенно накапливаются внутри, что, впоследствии, приводит к спонтанным вспышкам гнева, болезням или повышенной тревожности ребенка.
  • соответствие социальной модели. Зачастую дети наблюдают за своими сверстниками: за их поведением, речью. Если ребенок видит, что сверстник отвечает агрессией на агрессию, и не получает разъяснения от взрослого, почему происходят такие ситуации, и как правильно можно реагировать, то он поступает также.

В результате, получается замкнутый круг: на зло отвечаем злом.

В подростковом возрасте агрессия связана с возрастным кризисом:

  • просьба о помощи. Ребенку сложно, и он ищет поддержку и опору. В этом возрасте у ребенка начинается новый этап взросления, когда он начинает искать и осознавать свою роль в социуме. «Кто я?», «На что я способен?», «Где мое место?» — вот наиболее частые вопросы, возникающие у подростка.
  • защита своего мнения и границ. Подростку важно быть правым, проявлять свои способности, важно быть услышанным.
  • мимикрия страха. В этом возрасте ребенок боится быть не принятым в обществе таким, каким он является, боится, быть отвергнутым. Признаться в своем страхе — не всегда просто даже взрослому состоявшемуся человеку.
  • неразвитость саморегуляции. Бывает и так, что подросток не умеет сдерживать свои импульсы и контролировать свое поведение.
  • непонимание собственных чувств и эмоций. Подросток может не осознавать, что он чувствует в данный момент, какие эмоции испытывает. Из-за неумения выразить словами свои переживания на помощь приходит агрессия.

РАБОТАЕМ С АГРЕССИЕЙ

Чтобы помочь ребенку, необходимо научить его действовать правильно: распознавать негативные эмоции и контролировать их, проявлять гнев другими способами, развивать способность к эмпатии, доверять окружающим.

Если ребенок начинает проявлять агрессию, в момент переживания им негативной эмоции важно переключить его внимание на активную деятельность.

1. Рубка дров. Предложите ребенку стать на некоторое время дровосеком, которому необходимо запастись дровами на зиму. Нужно поставить воображаемое бревно на пень, встать прямо, занести топор над головой и со всей силы опустить его на бревно с криком «Ха!». Чем эмоциональнее будет выполняться упражнение, тем быстрее он сможет успокоиться.

2. Мешочек для криков. Такой мешочек пригодится каждому ребенку и даже родителю, ведь в него можно прокричать все, что угодно. В момент, когда кто-то почувствовал, что он очень зол и уже «закипает, как чайник», можно взять мешок и крикнуть в него так эмоционально, как получится. Это упражнение позволяет успокоиться и настроиться на мирное разрешение ситуации.

3. Эмоциональные карточки. Часто ребенку трудно назвать эмоцию или чувство, которое он испытывает в данный момент. В этом могут помочь карточки с изображением основных эмоций. Задача ребенка заключается в выборе наиболее подходящей карточки и в описании своего текущего состояния. Карточки можно сделать самостоятельно, подобрав подходящие изображения в интернете, или приобрести.

4. Создай свое переживание. Для этого понадобятся любые материалы: пластилин, кинетический песок, лист бумаги и канцелярские принадлежности. Предложите ребенку выразить свое переживание, слепив его из пластилина или нарисовав его на листе бумаги. Затем получившийся образ можно обсудить: «Какой он?», «Почему он появился?», «Как его можно нейтрализовать?»

5. Почему так? Прочитайте вместе с ребенком историю, которая нравится ему. После прочтения обсудите важные вопросы: «Что чувствовал каждый из героев в сложившейся ситуации?», «Почему герой поступил именно так?», «Как можно помочь герою исправить эту ситуацию?», «Как бы ты поступил на месте героя?»

ПОМОГАТЬ НЕЛЬЗЯ ПОДАВЛЯТЬ

При проявлении агрессии и родитель, и ребенок могут теряют самообладание, и, порой, самым «доступным» и «действенным» методом видится ответить тем же. В результате, ссора и негативные эмоции только нарастают, родитель чувствует себя виноватым:  «Ведь я мог поступить иначе!», а ребенок считает себя плохим и недостойным любви.

Но дети хамят и проявляют агрессию не потому, что он недостаточно воспитаны, плохие или неправильные. Просто они пока не понимают, как можно решить ситуацию иначе.
Задача родителя — научить его этому, помочь.

Психолог Александр Колмановский предлагает следующий алгоритм действий для родителя, основанный на сочувствии

1. Посмотреть на ситуацию глазами ребенка

Задумайтесь, а как бы вам хотелось, чтобы близкие люди отнеслись к вам, если бы вы были на месте ребенка? Вряд ли вам захочется, чтобы в момент сложной ситуации на вас накричали, отругали, лишили бы сладостей, игрушек, прогулки или, более того, наказали физически. Каждый человек в непростой ситуации хочет сочувствия (соединения с его чувствами)  от окружающих , чтобы его понимали.

2.
Сказать слова сочувствия
Вместо «Чего ты орешь на меня?!» или «Что-о-о ты сделал? Ну погоди, я тебе покажу сейчас», выразите словами, как вы понимаете, что произошло и какие чувства ребенок испытывает: «Да, я вижу, что тебе очень больно, я понимаю...». Или, например: «Цепь слетела на велосипеде? Ты злишься, что он сломался? Хорошо, что ты цел. Я понимаю, что тебе обидно. . .»

3. Сделать выводы
После проявления сочувствия и остывания эмоций поговорите с ребенком о том, как в следующий раз в похожей ситуации можно поступить по-другому: «В следующий раз ты можешь…»;

4.
Показывать примеры

Не бойтесь того, что если вы ребенку посочувствуете, например, в ситуации с велосипедом, то он воспользуется вашей добротой

и мягкостью и будет вести себя еще хуже. Если вы, взрослые умеете справляться со своими эмоциями — и ребенок этому научится!

5. Оценивайте поступки, а не человека!

Если ребенок ведет себя агрессивно или просто из рук вон плохо (капризничает, обманывает, грубит и др.), значит, ребенку дискомфортно. Ищите причину и помогите ему с ней справиться. Воспринимайте ситуацию следующим образом: «Не ребенок плохой, а ребенку плохо!»

Нежелание понять чувства ребенка ведет к нарастанию протеста и к бунту..

Быть родителем — огромная работа. Научиться понимать своего ребенка, его чувства и эмоции, проживать вместе с ним самые разные этапы, бывает очень трудно. Важно помнить, что для каждого ребенка его родители – это маяк любви и принятия, который будет светить несмотря ни на что.