Несколько лет назад, мой хороший знакомый попросил меня взглянуть на один старый холст, порвавшийся при падении со стены.
Когда зашла в комнату, вздрогнула, на меня с холста смотрела Любская дура, это была и она и не она.
В официальных источниках работа Василия Максимовича Максимова имеет название "Всё в прошлом..." (1889 г.).
Один из цветных эскизов и первый вариант самой работы хранятся в Третьяковской галерее. Павел Третьяков не прошёл мимо этого шедевра. А работа действительно оказалась такого уровня, что шум стоял в обоих столицах и среди зрителей и коллег по цеху, для Максимова работа стала вроде "лебединой песни", ничего столь значимого он после уже не создал, именно эта работа кормила долгие годы его семью. Василий Максимович написал более 40 авторских копий, все были проданы, оказались в частных коллекциях. Сегодня их можно встретить в различных музеях, среди которых, Третьяковка, Русский музей, в музеях Тобольска, Архангельска, Минска и многих других.
Известно, что в жизни художника был один брак, счастливый, хотя и не благословлённый родителями жены. Не подошёл семье статского советника Измайлова безродный крестьянский сын, хотя и благополучный в финансовом отношении мастер кисти, учитель рисования в семье Шереметьевых. Мезальянс случился. Но брак был венчан.
Папенька супруги, умер слишком быстро и не успел разрешить вопросы мезальянса, а маменька: ушла в затворничество, завела свору собак, перестала общаться с родными, дочерью и соседями, получив прозвище от зятя Любская дура. Доживала свой век в усадьбе Любша Тверской губернии, которая после смерти её отошла дочери по наследству. Именно там и писались многие из копий, да и сама картина дописывалась.
Смысловая составляющая работы: рассказ о утрате былого величия и могущества, обеднение дворянских родов, об остатках привычной жизни после отмены крепостного права. По этому тут и усадьба соседская, с заколоченными окнами, и старая девка с вязанием на ступенях амбара, оставшаяся в наследство от былого, идти некуда, как в крепостных жила при барыни, так и осталась, и сама барыня, списанная с тёщи живописца, дремлющая среди остатков прежней роскоши, но у остатков старого амбара. И как новое, молодое, стремящееся вперед - куст цветущей сирени. Именно на его фоне передает автор уходящее и стремящееся в рост новое, весеннее, обновляющее. Рабочее название картины "Забытая усадьба", В.М. Максимов сменил почти перед самой выставкой, к которой и писалась работа (VII выставка Передвижников). И с того дня "Все в прошлом..."
Кроме автора, столь успешную работу копировали и студенты строгановского училища, да и других учебных заведений, и сделано этих копий много.
В разговоре и дальнейших действиях с увиденным произведением выяснилось, что предок владельца полотна работал в технических службах строгановского училища. Именно оттуда и пришло полотно в дом: может подарили или купил, пожалев бедного студента, а может просто взял из тех, что в классах стояли у стен за ненадобностью. Сам предок умер от тифа в годы Гражданской войны, а полотно, принесенное им продолжает свою жизнь в доме семьи...
Елена Артова