Протоиерей Геннадий Фаст – настоятель храма в честь святых равноапостольных Константина и Елены в Абакане, миссионер, богослов. По первому образованию – физик-теоретик, заочно окончил Московскую духовную семинарию и академию, кандидат богословия. Автор многих книг исторического и духовно-просветительского содержания (некоторые из них были написаны без всякой надежды на публикацию). Отец Геннадий стал первым священником в СССР, вошедшим в «зону» с проповедью слова Божия, и вторым в Сибири, открывшим православную гимназию. Многие люди пришли к вере благодаря его лекциям в православном лектории при Государственной научной библиотеке Красноярска, которые протоиерей Геннадий читает уже тридцать лет. Недавно в Москве состоялась презентация книги его проповедей под названием «А вечность уже началась...»
– Отец Геннадий, Вы как-то говорили, что знаете свою родословную с XVI века. Это такая редкость!
– Есть эта память родовая. В 1558 году мой предок был сожжен на костре инквизиции. Я вообще по происхождению голландец. Брюгге, Гент; Фландрия – мы оттуда. Там наш предок был сожжен, а остальные голландцы-меннониты бежали в Пруссию, жили в Данциге (Гданьске). Теперь это Польша. Но они жили замкнутыми колониями всю жизнь, поэтому не смешивались с местным населением. В Пруссии мои предки онемечились, то есть литературным языком стал немецкий, но с сохранением своего голландского наречия. Голландская фамилия Ван дер Фесте получила немецкое звучание – Фаст. А уже в конце XVIII века Екатерина Великая пригласила их на новую поселенческую территорию (это юг Украины, только тогда не было этого слова – все это была Россия, на Волге и далее). Екатерина II давала немецким поселенцам свободу вероисповедания без права распространять его среди русского населения. Освобождала их от воинской повинности. Они были очень хорошими земледельцами. А родовая память у них была очень развита. У меня не то что поименно до XVI века... но с начала XVIII века записаны поименно все. А до этого – с перерывами и «вширь»: сотни имен.
Увы, я помню, когда среди людей моего поколения дедушку не все знали, а прадедушку и подавно. Потому что они гибли или на фронтах, или в лагерях. Очень хорошо писатель Чингиз Айтматов описал такую ситуацию в повести «Белый пароход». Он тоже говорит про семь поколений, которые надо бы знать.
– А почему так важно знать свой род, своих предков?
– Это корни. Важно ли для дерева иметь корни? Без корней – перекати-поле. А вот если есть корни – ты укоренен. Другое дело, что все мы здесь, на земле, – странники и пришельцы. И я, и все мои предки. Но корни надо знать. Да, можно и без этого жить. Есть люди, которые никаких своих корней не знают, – а прекрасные люди. Но все-таки у нас у всех бывает неполнота. У меня, например, нет способностей технических, у кого-то нет музыкального слуха. Это некий ущерб... Все-таки корневая система – это великий дар Божий. Потому Евангелие с этого и начинается. С Христа… Казалось бы, Ему-то какая нужна родословная? А вот надо.
Подать записку о здравии и об упокоении
ВКонтакте / YouTube / Телеграм
© Московский Сретенский монастырь, 2022 г.