У Foo Fighters много почитателей по всему миру, и, конечно, все были шокированы известием о внезапной кончине Тейлора Хокинса, игравшего в группе на ударных и перкуссии с 1997 год – половину всей своей жизни. Его не стало 25 марта 2022 года, когда Foo Fighters были в гастрольном туре по Южной Америке. Группа проинформировала об этом короткой записью в соцсетях: "Семья Foo Fighters опустошена трагической и безвременной потерей нашего любимого Тейлора Хокинса. Его музыкальный дух и заразительный смех навсегда останутся со всеми нами".
Он был не только одним из самых ярких рок-музыкантов за ударной установкой, но и одним из самых любимых и признанных среди артистов любого жанра. В 2005 году Британский журнал "Rhythm" назвал Хокинса "Лучшим рок-барабанщиком", а в 2021 году он был введен в "Зал славы рок-н-ролла".
Когда первый барабанщик Foo Fighters, Уильям Голдсмит, покинул коллектив, Дэйв Грол связался с Тейлором Хокинсом, который на тот момент играл в сопровождающей группе Аланис Морисетт, чтобы тот посоветовал кого-либо на освободившееся место за ударной установкой. Дэйв был удивлен, когда Тейлор предложил в этом качестве себя, объяснив это тем, что он всегда хотел быть барабанщиком в рок-группе, а не ассистировать солистам. Дэйв Грол так рассказывал о своей первой встрече с Тейлором Хокинсом:
"Мы были на каком-то радиошоу за кулисами, и он вышел с пивом в руке. Он такой: "Эй, чувак, как дела? Я Тейлор, я играю с Аланис Мориссетт. Чувак, мне нравится твоя пластинка, она такая классная!" Он был таким чудиком. Я подумал в первые же 10 секунд знакомства с ним: "Вау, ты либо мой близнец, либо мое тотемное животное, либо мой лучший друг!" И эти 10 секунд превратились в более чем 25 лет братства..."
После прослушивания Хокинс присоединился к группе. Выявилось, что он еще играл на гитаре и клавишных, а также превосходно пел. Тэйлор дебютировал с группой как раз к выпуску ее второго альбома. Он был неудержимой динамо-машиной, полностью настроенной на каждую песню и дающей группе ритмический двигатель, необходимый, чтобы взлететь к своему величию. Он также стал принимать участие в написании песен и был указан в качестве соавтора на каждом альбоме Foo Fighters, начиная с третьего "There Is Nothing Left to Lose".
Помимо сотрудничества с Аланис Морисетт Тейлор Хокинс еще до этого поработал с Сасс Джордан и поиграл недолго в экспериментальной группе Sylvia. А, собственно, барабанщиком он стал под влиянием Роджера Тейлора из группы Queen, чье шоу в 1982 году, с его слов, стало первым концертом, который он посетил в качестве зрителя. Хокинс часто указывал, что на его стилистику в основном повлияли барабанщики классического рока: помимо Роджера Тейлора это Фил Коллинз из Genesis, Стюарт Коупленд из The Police, Питер Кларк "Баджи" из Siouxsie and the Banshees, Стивен Перкинс из Jane's Addiction, Ринго Старр из The Beatles, Джим Гордон из Derek and the Dominos и Нил Пирт из Rush.
И главными вдохновителями для него оставались Роджер Тейлор и Стюарт Коупленд. Он указывал, что прослушивание разных стилей этих двух мастеров показало ему широкий спектр игры на ударной установке. В юности он частенько совершенствовал свои навыки, подыгрывая на барабанах песням с квиновской пластинке "News of the World". Любовь к Queen Хокинс пронес с собой через всю жизнь, не раз выступая с ними совместно на концертах, ему даже посчастливилось записать бэк-вокал на пластинке Queen "The Cosmos Rocks" 2008 года. Десятью годами ранее Хокинс сыграл на треке "Cyborg" из сольного альбома гитариста Брайана Мэя 1998 года "Another World".
В свою очередь Брайан Мэй в 2000 году исполнил партию лидер-гитары, когда Foo Fighters записывали свой кавер флойдовской песни "Have A Cigar". А основную вокальную партию спел как раз Тейлор Хокинс. Как он вспоминал об этом:
"Я делал некоторые записи для Брайана еще в конце 90-х на его сольный альбом, и на самом деле он немного поиграл на гитаре на записи Foo Fighters".
Еще Хокинсу довелось не только воплотить свою детскую мечту – выступить на одной сцене с Брайаном Мэем и Роджером Тейлором, но и исполнить роль "Фредди Меркьюри", спев его вокальные партии на концерте в Гайд-парке 2006 года.
А парой лет позже, 7 июня 2008 года, во время грандиозного концерта Foo Fighters на стадионе Уэмбли Тейлор Хокинс примерил на себя личину Роберта Планта, когда бывшие музыканты Led Zeppelin Джимми Пейдж и Джон Пол Джонс присоединились к Foo Fighters на сцене, а Дэйв Грол уселся за ударную установку. Его вокальная подача хоть и была схожа, но несла и ярко выраженные индивидуальные черты. В то время как многие певцы теряют свой верхний диапазон, когда им за тридцать, Хокинс – тогда ему было 36 лет – без особых усилий брал самые высокие ноты Планта.
В 2006 году Тейлор Хокинс неожиданно основал сторонний проект, названный им Taylor Hawkins and the Coattail Riders. Он был запущен, когда Хокинс начал записывать несколько песен в домашней студии, принадлежащей своему другу Дрю Хестеру. Это привело к появлению группы с Тейлором Хокинсом на вокале. Среди других участников группы были Крис Чейни на басу, Ганнин Арнольд на гитаре и бэк-вокале и Нейт Вуд на гитаре и бэк-вокале. Музыканты выпустили одноименный альбом, полный неугомонного духа рок-н-ролла и радостной энергии.
Другой его сайд-проект, группа Chevy Metal, появился в 2013 году, пока у Foo Fighters был небольшой перерыв в деятельности. Ребята исполняли каверы на малоизвестные песни ZZ Top, Aerosmith, Deep Purple и Black Sabbath. Постепенно Chevy Metal трансформировались в прогрессив-рок-группу The Birds of Satan, куда помимо самого Хокинса также вошли басист Уайли Ходжден и гитарист Мик Мерфи, которые все вместе играли в Chevy Metal. Одноименный дебютный альбом группы был выпущен 15 апреля 2014 года как дань уважения таким музыкантам семидесятых, как Queen, Дэвид Боуи, Wings, Элис Купер, Van Halen и Aerosmith.
Тейлор Хокинс рассматривал свои многочисленные сайд-проекты как возможность получить несоизмеримое количество удовольствия и воплотить в жизнь свои детские фантазии о рок-звезде. В 2013 году он снялся в роли одного из гуру альтернативного рока – Игги Попа в биографической драме о бывшем легендарном музыкальном Нью-Йоркском клубе "CBGB", выпестовавшем не один десяток рок-звезд.
В 2021 году Тейлор Хокинс вместе с гитаристом Дэйвом Наварро и бас-гитаристом Крисом Чейни сформировали супергруппу под названием NHC. По замыслу Хокинса это должен быть музыкальный коллектив "где-то между Rush и Faces". NHC дебютировали "вживую" в сентябре 2021 года на фестивале Эдди Веддера в Охане с коллегой Тейлора по группе Foo Fighters Пэтом Смиром на дополнительной гитаре. В этом же году группа записала альбом, который должен выйти в 2022 году.
Воздушные вокальные партии Тейлора Хокинса в кавере песни "Somebody to Love" группы Queen – одной из самых сложных вокальных работ из репертуара Фредди Меркьюри – стали одной из самых обсуждаемых частей выступлений Foo Fighters за последние годы. Когда группа предстала в Мэдисон-Сквер-Гарден в июне 2021 года, всего через несколько месяцев после начала вакцинации от Ковида, он настоял на исполнении этой песни на глазах у своего маленького сына Шейна. "Чертов Мэдисон-Сквер-Гарден", – объявил он заранее, – "Год назад я этого не видел". С Гролом за барабанной установкой Хокинс демонстрировал акробатические трюки с вокальной ловкостью, чеканя каждую страстную высокую ноту.
Тейлор Хокинс был величайшим фанатом рока, и его самоотверженная любовь к этому жанру выходила далеко за рамки основного классического рока. Но 25 марта он был найден мертвым в своем гостиничном номере в Боготе, где Foo Fighters должны были выступить на фестивале "Estereo Picnic". Генеральная прокуратура Колумбии опубликовала заявление, в котором не стала квалифицировать смерть Хокинса как передозировку, но заявила, что предварительные токсикологические тесты выявили 10 веществ, включая марихуану, трициклические антидепрессанты, бензодиазепины и опиоиды.
В свете этого любопытно выглядят отдельные выдержки из одного из последних интервью Хокинса, которое он дал летом 2021 года, накануне первого публичного с начала пандемии выступления Foo Fighters. Он находился в своем Лос-Анджелесском доме, стоял рядом с ударной установкой и внушительной коллекцией гитар, босиком, в канареечно-желтых бордовых шортах и, как обычно, без рубашки. На полке прямо над ним стояли пластинки Фредди Меркьюри.
После того, как разговор закончился, Хокинс подошел к своей барабанной установке, надел наушники и подыграл безумной партии ударных Алекса Ван Халена в песне Van Halen "Out of Love". "Вот как я тренируюсь", – сказал он, откладывая палочки после исполнения всей песни с непоколебимым, достойным стадиона уровнем интенсивности.
Вы сказали, что ваш сын большой поклонник группы Nirvana, верно?
Мой сын теперь любит Nirvana. Я никогда не видел Nirvana живьем. Я чертовски расстроен. Я написал тогда Дэйву, но он мне, конечно, не ответил. И я сказал ему позже: "Теперь я снова могу любить Nirvana. Я не мог, потому что ты был в группе, и это было так странно". Словно наблюдать за сексом своих родителей, если вы понимаете, о чем я. Это немного странно. Я имею в виду, он знает, что я уважаю его. Я действительно думаю, что они были "Битлз" альтернативного рока, без сомнения. И теперь я могу смотреть эти видео со своим сыном, и мы можем сказать: "Боже, они были такими чертовски крутыми".
Как вы относитесь к сегодняшнему шоу?
Я очень нервничаю из-за сегодняшнего вечера, потому что мы ничего не сделали. Я надеюсь, что мы в порядке. Все еще с трудом играю некоторые песни.
Действительно?
О, да. У меня сильный страх сцены, мандраж. Как будто сегодня я попаду в ад. Последние полтора года, если не считать того, что я смотрю в новостях, как мир рушится, я провел в дороге 28 лет. Так что я говорю это с тяжелым сердцем, для остальных людей... И я был рад, что смогу помочь своей семье и всем остальным убедиться, что все в порядке. Это было такое чертово благословение. Но я был в дороге, буквально, 28 лет, так что у меня было полтора года до того чувства, которое я испытываю сегодня.
Эдди Ван Хален рассказывал, что злоупотребление психоактивными веществами у него во многом было связано с боязнью выступлений.
О, потому что он был чертовски напуган. Он просто испугался. И я такой же, у меня просто не очень хороший день. Я чувствую, что все в моем теле не так. У меня болит нога и все такое прочее. Как и все эти безумные психозы, через которые вы проходите, чтобы подготовить себя для того, чтобы отыграть маленькое клубное шоу.
Какие песни труднее всего играть?
"Rope", потому что я на ней пою и играю на барабанах. Я пою и играю на ударных во многих вещах, это просто бэк-вокал, но из-за того, что это своего рода дуэт в куплетах, грув и получился таким странным… Просто по какой-то причине мой мозг, мой рот, моя нога и мои руки, они не коммуницируют правильно друг с другом. Как будто у компа случился какой-то глюк...
Значит, для этого нужно быть полностью трезвым?
О, Боже! Ты видишь, что я делаю?! Да, для хороших результатов нужно. Я имею в виду, что для некоторых люди такое в порядке вещей.
Травка, очевидно, влияет на ваше восприятие времени.
Это было бы хуже всего. Я уже совершал эту ошибку раньше, еще в девяностые. Потому что, когда ты учишься в старшей школе, ты сидишь в своей комнате для джемов со всеми своими приятелями, ты маешься, играешь бонг-рипы и остальное под песни Zeppelin, или песни Police, или что-то в этом роде. И ты пишешь свои песни, и ты растворяешься во времени... Но стоит повторять такое на сцене. Я не знаю ублюдков, которые так могут поступать.
Так. Вы полностью трезвы в жизни или только когда играете?
Я не хочу вдаваться во все это. Я просто веду очень здоровый образ жизни. Я так много ходил по этому пути с разными людьми, и это было похоже тогда на стоящую вещь. Это своего рода петля моей жизни. Это похоже на мою историю, и историю группы тоже...
Вы чувствуете, что люди уже это поняли?
Да, я не хочу об этом говорить. Я не хочу, чтобы мой сын это читал. Я говорю для всех, у кого есть проблемы, и их жизнь полна беспорядка, да, я это понимаю. Знаете, моя жизнь была такой много раз, так что я это понимаю. Я не хочу, чтобы это было центральным элементом моей истории.
Но в основном, что бы вы ни делали, вы здоровы?
Я здоров. Я хорошо выгляжу? Хорошо ли я вчера играл на барабанах? Хорошо ли я пел вчера?
Да, да, да.
Нет, я в порядке. Я получил послание, которое было очень важным. И мне повезло. Мне просто повезло, что я получил сообщение в нужное время. Так что да, я здоров. Я в порядке... (В 2001 году у Хокинса была передозировка, что привело к двухнедельной коме).
Сейчас у меня очень серьезные инфекции носовых пазух. И я только что узнал от своего врача, сдал все анализы крови и проверил сердце, и он сказал: "Чувак, ты в потрясающей форме. У тебя большое сердце, потому что ты много тренируешься. Это как сердце бегуна". И это нормально. Единственное, сказал он: "Я думаю, у тебя апноэ во сне. И твоя жена говорит, что ты храпишь и издаешь странные звуки, пока спишь, и все такое".
У вас всегда был такой уровень беспокойства по поводу шоу?
Всегда. Всегда. Всегда.
Вы сказали прошлым вечером, что разочаровываетесь в себе. Откуда это?
У меня просто в голове такое представление о совершенстве, каким оно должно быть. Динамика группы менялась с годами. Что бы Дэйв ни говорил, это хорошо для меня, я в порядке. Но когда мы были моложе, я думал: "Знаешь, мы должны быть чертовски хороши. Мы должны быть этой чертовой рок-группой. Мы можем сделать это". И Дэйв уже сделал так в "Нирване", даже не задумываясь об этом. И Foo Fighters тоже добились этого, но для меня действительно было важно, чтобы мы максимизировали наш потенциал живой группы и придумывали крутые концовки и тому подобное.
И это уже происходило. Дэйв уже был там, но я определенно сказал: "Нам нужно больше практиковаться. Нам нужно еще больше практиковаться. Мы должны иметь лучшее освещение. Мы должны сделать это". Мы должны сделать из этого шоу, понимаете? И в этом весь я. Я вырос на Queen и Van Halen и так далее, а также на The Police. И Дэйв тоже оттуда, только по-своему.
Может быть, вы помогли раскрыть это в нем?
Я не знаю. Я бы никогда не взял на себя полную или большую ответственность. Дэйв, безусловно, блистательный человек, и причина, по которой мы здесь рубимся, заключается в том, что трудовая этика играет в этом большую роль.
Как Дэйв отреагировал, когда вы сказали: "Мы можем быть хорошими, мы можем работать лучше"?
Ну, мы были моложе, так что на самом деле это был диалог. У нас не было бы этого разговора сейчас. У нас все было хорошо, но мы не были там, где сейчас, и уж точно не могли играть на больших аренах. Мы не могли этого сделать, пока в 2002-м это не случилось в первый раз альбомом "One by One".
Это не разговор о рок-н-ролле, чувак. Это действительно не так. И это не панк-рок, и я не пытаюсь, и я никогда не пытался быть панк-рокером... Я имею в виду, я люблю Sex Pistols и люблю The Clash. И я люблю Bad Brains, и я люблю Jane's Addiction. И я люблю пост-панк. Я люблю The Police. Я люблю все это. Но я не был одним из тех парней, которые торговали пластинками Black Flag.
Вы просто из другого теста, да?
Да, я вырос в Лагуна-Бич, где все слушали регги. Так что я спрятал свои пластинки Van Halen, Queen и тому подобное. Это была эпоха "preppy", и в округе Ориндж был чертовски крутой пляжный волейбол. The Police, это нормально. Я люблю английский бит, люблю The Madness и люблю The Specials. Я люблю все это.
Но как проходили эти разговоры с Дэйвом?
Я не помню. Это было так давно. Я просто думаю, что он, вероятно, сказал: "Хорошо, что угодно". Но я как его младший брат, так что я уверен, что не слишком сильно нагнул его. Но я думаю, что когда мы выходим на сцену вместе, мы естественным образом становимся любителями. И я, черт возьми, дурачусь, и он дурачится, и мы подталкиваем друг друга в этом плане, не подталкиваем друг друга в негативном ключе, а скорее как "давай перейдем на следующий уровень. Посмотрим, как далеко ты сможешь зайти в этом джеме".
Бывают моменты, когда мы устраиваем джемы, и это очень похоже на The Who, очень похоже на Кита Муна и Пита Таунсенда. Когда у него есть гитара, а я играю на ударных, и мы с ним устраиваем одну из наших эпических барабанно-ритмовых гитарных битв, где он в основном играет на гитаре как на барабанах, а я играю на барабанах, а все остальные вроде как "Хорошо, посмотрим, куда они зайдут". Это великие моменты. Так что да, он понимает. Он любит Led Zeppelin. Он любит все это. И он любит Queen. Он любит все, что люблю я, но ты знаешь, как это бывает.
Ну, он никогда не практиковал свои основы достаточно, не так ли?
Он такой уникальный барабанщик и такой уникальный музыкант! Вот почему, когда мне приходится играть в "Everlong" или "Monkey Wrench", я просто говорю: "Ну, это никогда не будет так хорошо. Будет по-другому, но никогда не будет так хорошо". Потому что у Дэйва есть определенный звук, который он издает, когда играет на барабанах, и это полностью его собственный звук. И я просто так не звучу. И это нормально, потому что я – это я, черт возьми. я – это я. Но Дэйв способствовал этому, он действительно поспособствовал этому. Он позаботился о том, чтобы дать мне достаточно места для роста, без каламбура. Мы должны сыграть "Enough Space". Он дал мне достаточно места, чтобы расти и быть музыкантом.
Какая разница в стиле ударных между вами и Дэйвом?
Есть простой способ выразить это. Если он ученик Джона Бонэма, то я ученик Стюарта Коупленда. Я имею в виду, что это действительно самый простой способ выразить это. Я как бы сверху. Я акцентирую просто больше там, где Дэйв... не ленивее в том смысле, что он ленивый человек, но его чувство…
Ритма?
…ритма, оно больше. Я имею в виду, что у него на самом деле более предпочтительное ощущение студийного барабанщика или что-то в этом роде.
А можете ли вы сознательно переключаться и отставать от ритма по мере необходимости?
Да, я могу играть медленные песни, без проблем. Я никогда не умел играть песни в среднем темпе. Я склонен подталкивать их к моменту, когда они выходят из среднего темпа. У меня никогда не было цели звучать как Дэйв. Я имею в виду, как бы мне ни нравилась его игра на барабанах, и я бы очень хотел, чтобы у меня был набор навыков, которые есть у него как у барабанщика, та гигантская вещь, которую он делает – никто не мог бы играть в Nirvana так, как играет он.
Вы действительно прямо сейчас пьете воду?
Я делаю все, что в моих силах, чтобы сегодня вечером влить в себя как можно больше воды. Вода и отжимания, и подъемы. Я не устану. Мои мышцы устанут, но я не устану. Потому что адреналин сразу забирает у тебя половину энергии. И тогда он не обязательно возвращает ее, возможно, аж до второй половины шоу. Но нет, будет интересно узнать, что все чувствуют после сегодняшнего шоу, потому что оно действительно убойное. Это действительно так. Мы сделали этот "концерт по вакцинации", и мы не очень много репетировали для этого. И мы были в порядке, но мы могли бы быть лучше. Нам нужно репетировать. Это хорошо. Так что мы действительно репетировали.
Вы давно так тщательно не репетировали, верно?
Ну, это было какое-то время. Прошло много с тех пор, как у нас действительно было на это время. Кажется, что только из-за всех других проектов, которые есть у Дэйва, в том, что касается съемок и других вещей... А потом у нас есть дети, и у всех нас есть дети, которые ходят в школу, туда и обратно. Знаешь, это гонка, попытка натренироваться, чтобы добраться до той точки, в которой ты находишься, когда ты на полпути через тур, когда твоя мышечная память как бы берет верх.
Даже тогда это все равно утомительно. Сегодня я разговаривал с Мэттом и сказал: "Я опускаю хай-хэты и малые барабаны, чтобы быть немного экономнее". Но, видите ли, я все еще ненормальный, но я очень стараюсь понять, как продолжать сохранять интенсивность молодого человека в 50-летнем теле, что очень сложно. Я не ною, правда нет. Пока ты сидишь в моем особняке на холмах, я не ною. Я просто говорю, что это чертовски тяжелая работа.
Это одна из тех вещей, о которых люди не думают. Они просто полагают, что мы летаем везде, живем в очень хороших отелях, что мы и делаем, в больших закулисных зонах с кучей еды и людьми, вопрошающими, что мы хотим. "Не хотите ли сэндвич каждые пять минут?" Все это у нас есть, но это все равно не меняет того факта, что нам нужно встать и всем надрать задницу за два с половиной часа шоу.
Мы уже видели, как многие рок-группы продолжают играть, когда становятся старше, но дело в том, что ваш стиль музыки, вероятно, более интенсивный и более физически затратный, чем у многих парней из классического рока.
Знаете, я смотрю на Metallica и говорю: "Боже мой, мне жаль вас, ребята, за то, что вы написали эти песни, когда мы были детьми". И я думаю, что это само по себе придает нам то, чем мы являемся как группа. Мы действительно органичная, живая, сплоченная, раскрепощенная группа. Как и все наши любимцы. Как Queen, как Led Zeppelin, как Rush, как Van Halen, как и они. Вы идете слушать записи Van Halen, а они вовсе не идеальны. Нет ничего идеального.
R.I.P. Taylor Hawkins
Последнее живое шоу Foo Fighters с Тейлором Хокинсом от 20 марта 2022 года:
☑ Если понравилось, подписывайтесь и ставьте лайк!