(в честь стервозной и сильной Йеннифер из Ведьмака и как финское “йенис”, что значит “заяц”)
...Жаркое лето воспевало жизнь в провинциальном городке. Сухие выжженные степи обнимали невысокие здания, покосившиеся домишки и оазисы низеньких деревьев в море ковыля и полыни. Солнце клонилось к закату. Маленькая девочка 5 лет с карими пронзительными глазами и ее добрая, но строгая мама ехали домой в громыхающем старом трамвае. В окошках куда-то спешили люди, сновали в разные стороны. Девочка смотрела, думала и мучила мать бесконечными вопросами о жизни, о том, почему небо голубое, а трава зеленая. В этот день, пронизанный музыкой старого железа и пением сверчков, ребенок увидел счастливого человека со счастливой собакой. “Мама, а я тоже хочу такого! Давай заведем?” - “Доча, собака - это большая ответственность. С ней нужно много гулять - утром и вечером, а еще - за ней нужно убирать какашки! Ты пока маленькая и не сможешь за ней ухаживать.” Девочка подумала, что собирать вонючие комочки - это, действительно, серьезно.
Мой рассказ - одна из многих удивительных историй об исполнении мечты. Я всю жизнь шла к появлению собаки в доме, в жизни. Все мое существо стремилось к этому мигу долгие 20 лет, 20 лет метаний и переговоров с родными, размышлений об ответственности, ожидания разрешения жизненных и финансовых трудностей… 20 лет. Как говорил один великий философ Востока, в зерне сильного желания сокрыто разочарование и поражение. Чем больше мы чего-то хотим, тем больше вероятность, что получим очередное испытание и ворох проблем при исполнении вожделенной мечты. И, знаете, этот человек определенно был прав!
Детство мое было сложным и запутанным, собака казалась самым замечательным другом, который только мог быть. Книги, фильмы об этих существах, намеки родителям и серьезные разговоры об ответственности… К 14 я точно знала, что несмотря на весь груз обязательств, желание мое неизменно. И даже КАКАШКИ не могли поколебать эту решимость. Однако, к 16, когда стена родительского запрета окончательно пала, мою, слишком много думающую, голову посетила безмерно ответственная мысль: “Зачем заводить собаку, если через пару лет я поступлю в университет далеко от дома?” Пес будет страдать в разлуке, меня одолеет чувство вины, заклюет беспощадная совесть… В общем, хвостатый друг так и остался в мире снов. Потом были тяжелые годы выпускника, разгульная студенческая жизнь со всеми прелестями общежития мегаполиса - никакой возможности завести хоть какое-нибудь пушистое чудо, даже хомячка...
...Однажды, ярким осенним утром 1 сентября я поняла, что одна глава моей жизни подошла к концу: по улице шли счастливые первоклассники, школьники со стажем и беспечные студенты, все они шли учиться, кто постарше - на свою любимую или не очень работу, а я… первый раз спустя много лет никуда не шла - ни в школу, ни в университет. Я оказалась в “нигде” - нет четких планов, нет работы, никакого понятия о настоящем огромном мире, лишенном строгого и ясного “надо”. Зато рядом - любимый всем сердцем человек, и мы живем в небольшом, но собственном уголке каменного муравейника. Вот оно! Тот самый миг, когда ничто не мешает исполнению мечты!
Если бы… У жизни есть особое чувство юмора, легкой иронии, склонной к драматургии. Мой мужчина, моя опора и поддержка, оказался “кошатником” до мозга костей. Он был согласен на хаски, и только на хаски. И только в доме. В своем ДОМЕ, который неизвестно, появится ли вообще. Стоит отдать ему должное - я была согласна только на кота породы мейнкун, которого мы тоже не могли себе позволить из-за моей аллергии на кошачью слюну. Пришлось пойти на компромисс и распрощаться с великой мечтой хотя бы на время. Иногда мне казалось, что я больше не хочу никого заводить, не хочу обременять себя лишними обязанностями и хлопотами…
Первым в наш дом пришел кот. Точнее, пришел он на дачу сестры моего мужчины, влюбил в себя все их семейство и захватил своим очарованием на целое лето. К сожалению, осень грозила расставанием - так много стало в мире аллергиков! В это самое время я уговаривала любимого на хомячка, ну, или на мышку-полевку. :) Однако, до ближайшего зоомагазина мы не доехали, а вот на дачу к коту добрались вдаль и в самую непогоду. Серый дымчатый голубоглазка сразу понял, кого нужно охмурять всеми возможными средствами - хитрый кот преследовал Антона, катался у него на плече и караулил у туалета. Понятное дело, вечером он уже был дома, в своей родной семье, у любящего хозяина под боком.) Котика решено было назвать Сидхой, от имени Будды Гаутамы - Сидхартха. А все из-за того, что у пушистика есть занимательная особенность: когда он доволен, урчит и щурит глазки, то сидит уставившись в одну точку (в угол или в стенку) и покачивается. Мы решили, что он так медитирует.)
В целом, кот скрасил наши серые Петербургские будни. Мой детский опыт гласил, что все кошачьи злые, глупые и везде гадят, и радости с них - ноль, но Сидха завоевал уважение за всех кошачьих вместе взятых. Такого благородного, умного и доброго мурлыку я никогда не встречала. Но кот есть кот, он гуляет сам по себе и лишь иногда приходит поласкаться, помурлыкать. Радость омрачалась моим чихом и соплями, стоило его потискать и не вымыть руки… А собака… в общем, мечта разгоралась с новой силой.
Наверное, около года я присылала любимому фото приютских собачек, брошенных щеночков, потеряшек и породистых раздолбаев. Антон стоически держался и всеми силами пытался до меня донести, что собака в однокомнатной квартире - это ужас и хаос. Я же смотрела на это иначе… Когда у тебя есть свое жилье, какая-никакая работа со свободным графиком, еще нет детей, самое время и возможность завести для начала собакена! Должна отметить, что все мои усилия ни к чему бы не привели, если бы не панические атаки. С этими приставучими ПА я столкнулась 3 раз в жизни, таких сильных переживаний они до этого не доставляли… Больше года я боролась, сдавалась и снова боролась, пытаясь выбраться из болота собственного разума. Антон был рядом, как истинный мужчина и защитник, что он только не придумывал и как только не пытался меня “спасти” от самой себя. Это было очень тяжело, так, что казалось, сложно придумать что-то тяжелее. Один мой драгоценный доктор ко всем прочим советам и рекомендациям посоветовал завести собачку, тем более я о ней так долго мечтала. И стойкость Антона пала… Выбирали мы так, чтобы хвостик ему очень нравился, при этом не был большой собакой и не был декоративной тоже. Да, еще хвостатый друг должен был быть добрым, без всяких агрессивных качеств и в потенциале прекрасно взаимодействующим с детьми. Выбрали корги… И после того, как увидели мраморного щенка, любимый решил: нам нужен именно мраморный и, желательно, с голубыми глазами, как у кота. Да… А вы знаете, сколько стоят такие щенки? Очень много.
А нам несказанно повезло! В Москве у одной заводчицы родились щенки флаффи (с длинной шерстью, что не соответствует стандарту, в несколько раз дешевле выставочных), двое из трех, и оба - мраморные! На радостях мы сразу выбрали одного щенка, перевели аванс и думали, что привезут нам его после 2-ух месяцев. К слову, здесь была ошибка №1 - выбрали не самого активного, не самого пассивного - средненького, так сказать, НО по видео. А потом мы совершили ошибку №2: щенка нам привезли ровно в 6 недель. Заводчица была категорически против подержать щенка еще месяц, мы почти поругались и отказались от щенка, но… Решили: “Да, что мы с ним не справимся что ли?” и взяли.
Ох… Столько проблем пришло вместе с маленьким комочком! Думали, что хуже той нервной обстановки, которая царила больше года, быть просто не может. Оказалось, мы и половины того не “нанервничали”. Дом и наши отношения с любимым превратились в ХАОС…
Вообще, в детстве меня пыталась укусить среднеазиатская овчарка, собака семейства моей любимой тетушки. Они живут в своем доме, и у них всегда были овчарки-охранники, обычно сидящие на цепи во время прихода гостей. В один из визитов, эта мохнатая злая собака, несмотря на то, что была прикована цепью к будке и послана туда строгим голосом, резко сорвалась и рыча утащила меня за локоть, рвала и мотала по всему двору, пока тетя с трудом нас разнимала… Мне повезло: я была в нескольких кофтах, связанных мамой, в шубке, сшитой бабушкой, в общем, одета как капуста - отделалась синяками и легким испугом. Много лет позже меня укусил откормленный той-терьер, скорее походивший на джек-рассела. Пес моей лучшей подруги строил всю их женскую семью, рычал и охотно кусал всех, не следующих его воле. Такой опыт не отбил у меня желание обрести своего четвероного друга, но вселил уверенность, что моя собака обязана быть воспитанной и доброй, никаких укусов я не потерплю. Сделаю все для того, чтобы со мной верный друг, а не злой монстр.
Но момент появления щенка у меня было несколько опасений. 1. Я боялась, что щенок будет кусаться. Да, все щенки кусаются, но я боялась не справиться, переживала за реакцию любимого и возможность 5% дефекта, о котором Антон узнал у заводчицы. Считается, что есть 5% корги, которые кусаются сверх всякой меры, агрессивны и мало поддаются дрессировке. Нас беспокоило это “кусаются”, так как щенка мы забрали слишком рано, и собака-мать не успела его ничему научить… 2. Детские воспоминания об агрессии собак не давали мне покоя, в моем сознании укоренилась мысль, что МОЯ собака не должна быть агрессивной, особенно, по отношению к хозяевам. 3. Апогеем моих страхов были взаимоотношения с любимым, упрямым и довольно эмоциональным человеком. Я надеялась, что с появлением щенка, он незамедлительно влюбится в это создание и ни в коем случае не захочет его отдать. Даже несмотря на бесконечные подтирания луж и смену пеленок.
Как можно предположить, все мои опасения обрели самую настоящую материализацию. Сама того не осознавая, своими мыслями я спроектировала мир, в котором все мои “хочу” с продолжением “чтобы НЕ…” обрели форму, причину и следствие. Без учета этой противной частицы “не”. Я словно вконец безграмотный владелец допускала одну ошибкой за другой… Хотя и не столь фатальные, как бывает. И все же эти маленькие ошибки давали силу, волю и решимость маленькому существу со стальным характером лидера.
С 1.5 до 3 месяцев нас мучила лишь одна главная проблема: зубы нашей ушастой морды. Она кусалась как истинные 5% дефективных, ни один знакомый щенок не мог побить ее рекордов… Йенни висела с рычанием на предплечьях, когда я упорно имитировала вскрик, пыталась отвлечь ее игрушкой, рвала штанины (при отсутствии оных не брезговала и лодыжками), она вгрызалась в пальцы и пятки, когда мы сбегали от нее на диван и не предавала смысла одиночеству как наказанию… Я всегда была за положительные методы воспитания, но здесь моя решимость рухнула: мы пробовали метод “газетки и попы” - Йенни полюбила рвать на мелкие кусочки все бумажные изделия на свете; рычали в ответ и даже прикусывали пушистое ухо… Не работало. Любимый страдал от беспомощности и боялся навредить маленькому существу, я отчаянно читала книжки и советовалась с кинологами. Работало только одно - еда. Поэтому я превратилась в “мешок с кормом”. Когда становилось совсем невмоготу, я кидала гранулы в разные углы квартиры и отдыхала. Довольно быстро научила щенулю сидеть, ждать спокойно миску с едой. Ради лакомства наша коржичка была образцово показательным щенком. Только вот незадача - дневная норма заканчивалась слишком быстро. Короче говоря, вся моя жизнь обрела одну цель - воспитать эту упрямую кусаку, которую Антон уже готов был отдать в добрые кинологические руки, если ничего не изменится.
И параллельно с этим кусачьим хаосом разгоралась наша война не только с собакой, но и между собой. Любимый нервничал и был зол от того, что дом - его единственная гавань спокойствия превратилась в поле битвы, он все чаще в порыве беспомощности заводил разговор о передаче щенка в чьи-нибудь добрые руки. Я же не понимала, как может семья пасть перед таким смешным испытанием, как маленьких хвостик… Пробовала и пробовала, воспитывала, требовала и чувствовала бесконечное отчаяние и непонимание. Ревность, злость, бессилие, жалость… Эти чувства овладели нами с быстротой молнии и силой бури.
Моя дорогая мама однажды увидела наши человек-собачьи взаимоотношения и ужаснулась… Благодаря ей у меня появилась возможность обучаться в этой школе у человека, которого я искренне уважаю. Здесь нам помог куратор - Сергей. Он изобрел единственный способ объяснить щенку, что такое запрет. Это был обычный тоненький прутик с уличного куста. Один шлепок им по крупу и - вуаля! - Йенни с интересом заглядывает в глаза. К слову, мы проверяли на себе - это не больно, немного неприятно, конечно, но сомневаюсь, что через свой густой мех собака чувствует хотя бы половину того, что чувствовали наши руки. За пару дней наш монстрик перестал кусаться. А через пару недель изобрел новый способ заставить нас нервничать.
Наша 3-месячная щенуля стала “качать права”. Если раньше я могла ее гладить во время еды, держать руку в миске, даже просто находиться рядом, то теперь Йенни рычала, огрызалась и обнажала клыки… В качестве подарка к Новому Году она даже порвала своими иглами-клыками руку Антона во время упражнения с лакомством (мы пытались объяснить ей, что приближающаяся рука приносит что-то вкусненькое, что это - только выгода). Через пару дней она стала охранять от нас наши же вещи и бросаться на собственных хозяев обнажая клыки… Мой самый потаенный страх воплотился в жизнь в 3-месячном щенке. Как-то и смешно, и грустно было. А самое забавное - так вела она себя лишь с нами, а всех незнакомцев готова была вылизать с головы до ног. Мы плотно работали с Сергеем, тщательно пытались выполнять все его указания: убрали море игрушек, спрятали лежанку и включили режим холода и игнора в отношениях с маленьким пушистиком. Начали выстраивать границы и запреты, отвоевывали кухню и балкон, требовали вести себя дома спокойно. Собственно, вся наша основная работа сосредоточилась в объединении нас с любимым против собаки и в поднятии нашего общего статуса в ее глазах. Сколько способов мы перепробовали… И как пытались держать себя в руках. Как пугались сначала рычаний, а позже - прекращали силой голоса и выражением позы… Но все, что было - это каждодневный, тяжелый труд, лишенный надежды на светлое будущее. В этом лохматом голубоглазом существе мы не чувствовали преданности и любви. Как, наверное, и она - в нас… Каждый раз, когда мы радовались ласковым заигрываниям щенка, происходил взрыв агрессии и рушил возникающий флер доверия между нами. Даже Сергей был удивлен и восхищен силой характера нашей маленькой собачки. А я верила, что однажды мы будем лучшими человеко-собако-друзьями.
Мне очень помогла мысль Ирины относительно ее собственной собаки (спасибо тебе!) о том, что это только она считала Грету особо сложной и неуправляемой, а собака и была такой, какой ее хотела видеть хозяйка. Я задумалась, посмотрела на ситуацию под другим углом… И поняла, что Йенни - просто избалованная, упрямая, зарвавшаяся особа. А я вела с ней “воспитательную” войну! Мы с Антоном стали относиться к ней проще, и отношения наши обрели простоту, а конфликты постепенно сходят на нет. Я стала уверенней, сильнее, последовательнее.
К концу 3-его месяца обучения и 5-ого месяца жизни Йенни мы наконец-то научились находить общий язык, у нас появился этот мифический контакт, который я никак не могла уловить. И хотя нам предстоит решить еще много обыденных проблем, все они кажутся такой мелочью по сравнению с хаосом, который мы пережили. Мы все стали сильнее, но, в то же время, внимательнее и добрее друг к другу, спокойнее и терпеливее. Случайности - это орудия Вселенной, маленькие песчинки одной великой цели жизни. Наверное, случайная Йенни совсем не случайна, как и все, что происходит в нашем бытии.
...Каждое утро я вижу голубые преданные глаза и виляющий хвост, мокрый пятнистый нос утыкается в протянутую руку, теплый язык приветствует ее новый день... Как же я рада, что ты с нами, дорогая... Нас ждет огромный чудесный мир!..