ЕАЭС – единственный путь для России на Восток и в будущее.
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – это самое нужное России и близлежащим странам интеграционное объединение: благодаря ЕАЭС, у всех стран-участниц сложилось общее пространство взаимной торговли, экономического сотрудничества и сближения во всех прочих сферах.
Интеграционные объединения создаются для того, чтобы организовать экономическое сближение ускоренными темпами, используя, в частности, и правовой инструментарий: снижать таможенные пошлины, убирать все прочие барьеры, унифицировать законодательство стран-участниц. В этом смысле ЕАЭС соревнуется (конкурирует) с другими интеграционными объединениями.
Целью ЕАЭС является создание единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов.
Если мы не укрепим «свое» интеграционное пространство, нас «сожрут» другие блоки.
Договор о создании ЕАЭС вступил в силу 1 января 2015 года. На сегодняшний день в Союз входят: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия – страны, образованные из республик бывшего СССР. Наблюдателями в ЕАЭС являются: Молдавия, Узбекистан, Куба. Узбекистан – вместе с Таджикистаном - считаются первоочередными кандидатами на вступление в ЕАЭС.
Договор состоит из четырех частей, 28 разделов, 118 статей, 33 приложений. В Договоре две главные части – они же две основные сферы управления; два главных направления развития: Таможенный союз и Единое экономическое пространство.
Глава о Таможенном союзе содержит порядок распределения пошлин; тарифного и нетарифного регулирования; вопросы внутреннего рынка, включая формирование общего рынка лекарств; вопросы внешней торговли (режим наибольшего благоприятствования, преференциальные режимы для развивающихся стран); меры защиты внутреннего рынка: применение технических барьеров, санитарных мер; защиты прав потребителей.
Союз далеко продвинулся по пути развития таможенного права: действует единый Таможенный кодекс, Единый таможенный тариф (ЕТТ ЕАЭС), Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД ЕАЭС), единые ставки ввозных таможенных пошлин.
Глава о Едином экономическом пространстве касается макроэкономики, валютной политики, торговли услугами; регулирования финансовыми рынками; налогообложения; правил конкуренции и борьбы с монополизмом; отдельных сфер – энергетики, транспорта, государственных закупок; интеллектуальной собственности; промышленности; агропромышленного комплекса; трудовой миграции.
Многие статьи дополнены приложениями к Договору.
Именно в этих сферах и направлениях простым людям стоит ждать заметного движения вперед. Такими шагами стал бы переход на расчеты во взаимной торговле на национальные валюты или на общую/единую валюту.
ЕАЭС и государства-члены ЕАЭС имеют соглашения о зоне свободной торговли с Вьетнамом, Сингапуром, Сербией, Ираном; Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем. Десятки государств проявили интерес к сближению с ЕАЭС (Туркмения, Турция, Монголия, Сирия, Тунис и др.). Идет сопряжение деятельности ЕАЭС с международным китайским проектом «нового Шелкового пути»: «Один пояс – один путь». Существует идея сближения ЕАЭС с АСЕАН – Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии; с ШОС – Шанхайской организацией сотрудничества и АТЭС – Организацией азиатско-тихоокеанского сотрудничества. Это было бы частью процесса создания «Большого евразийского партнерства» с участием крупных стран Азии. ЕАЭС работает в тесном контакте с Содружеством независимых государств (СНГ). И, конечно, надо иметь в виду, что внутри интеграции в ЕАЭС сложился особо благоприятный режим Союзного государства России и Белоруссии.
В Договоре выделены четыре главных органа Союза: Высший Евразийский экономический совет, Евразийский межправительственный совет, Евразийская экономическая комиссия и Суд Евразийского экономического союза. Всю оперативную повседневную работу ведет Евразийская экономическая комиссия – орган с некоторыми элементами наднационального статуса.
Большим юридическим достижением стало закрепление в Договоре понятия «право Союза»; в его рамках сложилось сбалансированное распределение обязательств между государствами-членами; компетенции государств и Союза в целом. «Право Союза» вошло в международное право в качестве самостоятельного нормативного блока.
По Договору предусмотрены две формы координации действий на пути к сближению:
- проведение единой политики, т.е. глубокий уровень координации
- и проведение согласованной (скоординированной) политики – менее глубокий уровень координации действий.
При этом частью правовой системы Таможенного союза явились соответствующие нормы Всемирной торговой организации (приложение 31 к Договору). Так, например, ставки Единого таможенного тарифа не должны превышать ставок, закрепленных в Протоколах о присоединении государств к ВТО.
ЕАЭС – это наш путь в будущее.